Перейти к контенту
TRAMS

С началом Рождественского поста

Recommended Posts

TRAMS

О Рождественском посте

Об истории установления поста и его значении

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже в V–VI веках его упоминают многие церковные западные писатели. Ядром, из которого вырос Рождественский пост, был пост кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви, по крайней мере, с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — больше. Как писал профессор Московской Духовной академии И. Д. Мансветов, "намек на эту неодинаковую продолжительность содержится и в самих древних Типиках, где пост Рождественский разделяется на два периода: до 6 декабря — более снисходительный в отношении воздержания... и другой — от 6 декабря до самого праздника" (Указ. соч. С. 71).

Рождественский пост начинается 15 ноября (в XX–XXI веках — 28 ноября по новому стилю) и продолжается до 25 декабря (в XX–XXI веках — 7 января по новому стилю), длится сорок дней и потому именуется в Типиконе, как и Великий пост, Четыредесятницей. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост иногда называют Филипповым.

По словам блж. Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Как питаться в Рождественский пост

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи — Ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от не приличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский (Петров) пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей, и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

От 20 декабря до 24 декабря (старого стиля, т. е. — в XX–XXI веках — со 2 по 6 января нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.

Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Сущность поста выражена в церковном песнопении: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, напрасно радуешься неядению, ибо если нет в тебе стремления к исправлению, то возненавидена будешь от Бога, как лживая, и уподобишься злым демонам, никогда не ядущим». Иными словами, главное в посте — не качество пищи, а борьба со страстями.

С ПРАЗДНИКОМ!

Изменено пользователем TRAMS

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Нипал

То есть, пост телесный без духовного - это просто диета

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Славян

Я не смогу...Ни духовно..ни телесно... *20* Каюсь...

А тут еще многими любмый праздник "Новый Год" с последующими выходными *39*

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Александр А.М.

Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

Многие (очень многие) часто понимают пост, прежде всего, как телесный (садятся на рекомендованную Церковью диету и даже воздерживаются от сексуальных отношений - ну приям геройство!), но при этом продолжают греховный путь (злорадствуют чужому горю, завидуют счастью других не доброй завистью, злословят и богохульничают, проклинают своих недругов, желая им несчастий). Не понимаю и не могу понять этих людей, в миру называющих себя верующими, по сути искажающих саму суть "очищения от грехов" и не только во время поста. То, что "воздерживаются", не грех, грех в том, что при таком понимании поста называют себя верующими. Истинно верующих людей гораздо меньше, чем постящихся.

Вместе с тем отношусь с уважением к тем, кто просто искренне пытается приобщиться к воздержанию во время поста, ну, хотябы, воздержанию в еде, не говоря при этом на каждом шагу, что "постится". В конечном итоге, вреда от этого не будет никому, а польза прибудет всем.

К сожалению не могу найти в себе силы примкнуть и соблюдать пост. Как мы порой воспринимаем эти "ограничения". Вот я отказался от вкусной пищи на званном ужине, потому что "нельзя", отказался от желаемой близости с женищиной, тоже потому, что "нельзя". При этом сама по себе возникает мысль: "как этот пост не вовремя, но я же должен как-то соблюдать". Сама эта мысль уже греховна. Воздержание - не ради воздержания, не потому, что пост "не велит". Потому, что все это мешает самому главному. Не возможно прийти к молитве и истинному покаянию без смирения души и плоти своей. Нет покаяния и молитвы - нет и поста.

Григорий, спасибо, что регулярно напоминаешь, разъясняешь - в миру это делать не так уж и просто...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
TRAMS

То, что "воздерживаются", не грех, грех в том, что при таком понимании поста называют себя верующими. Истинно верующих людей гораздо меньше, чем постящихся.

Григорий, спасибо, что регулярно напоминаешь, разъясняешь - в миру это делать не так уж и просто...

И Вам, Александр Арсеньевич, тоже.

Одно даже стремление к соблюдению поста - уже для кого-то подвиг. Не будем же слишком критичны в своих суждениях о наших близких. А начать можно и с диеты, с чего-то надо начинать. Все начинают по-разному, кто-то с чтения духовной литературы, то-то просто с внутреннего покаяния... Само стремление, повторюсь, уже ПУТЬ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Барисыч

Александр А.М. +1

Только вот судить о том, кто как верует гораздо проще, чем веровать самому.

"... все до едино во грехе, нет праведного ни одного", "... праведник едва спасется", если я правильно помню Евангелие.

Все складывается из крупинок, каждый день надо работать над собой. Сегодня отказал себе с скоромной пище, завтра промолчал, когда хотел кого то обругать, после завтра помог кому то бескорыстно, все складывается в одно целое. Самое главное - каждый день борьба с самим собой, со своим ХОЧУ. Пост - это один из способов побороться с собой (причем не самый сложный).

А истинно верующими разом не становятся - это длинный и не простой путь.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Nik2

А начало поста - это разве праздник?

По мне, так праздник - это окончание поста.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Барисыч

А начало поста - это разве праздник?

По мне, так праздник - это окончание поста.

Праздник не праздник, но этого дня как то ждешь. Уже не помню сколько лет пытаюсь соблюдать пост *16* (около 10), но всегда хочется начать поститься, не знаю почему *18*. Соблазнов конечно много. Вот приедешь в Чижково, а там Игорь А. со своими шашлыками недожаренными *1* *21* . А если серьезно, настолько привык, что на непостный стол просто автоматически не обращаю внимание. *21*

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
TRAMS

В предверии поста и в продолжении его действительно испытываешь радость. И каждый раз сожалеешь об окончании.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.



×
×
  • Создать...