• advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
ОптимистНН

Город Горький

1801 сообщение в этой теме

1999 год Покровка

ceBberT4dsg.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Влад2 сказал:

1999 год Покровка

ceBberT4dsg.jpg

А я помню эту бабку. В разных местах сидела - и на лыковой  дамбе и у мытного...

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 22.04.2021 в 17:28, Nightwish сказал:

Раньше за это... сажали))

Позже вкладывали в книгу листочек с поправками ))

Нынче плевать хотели. Сомневаюсь, проверяют ли ))

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера побывала на ул.Ульянова. Боже ж мой, во что её превратили! Во что превратили бывшую ул.Лядова (Большую Печёрскую). Былого уже не вернуть. А ведь можно было, наверное, как в Казани, сохранить, отреставрировать... Печально.

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Трамвай в Нижнем Новгороде появился раньше чем в Москве и Петербурге. Было это 8 мая 1896 года и приурочено к открытию Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки 1896 года.

Фото того времени. И это не город Горький, это – дореволюционный город Нижний Новгород.

608580b21dbb1_..thumb.jpg.6bc6c21843e7ec80e9d03106c55b8157.jpg608580b99b852__1914.thumb.jpg.cc37cc641fbd3783a228f9c5e9ea5d27.jpg

11

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

608658db727ec_80.thumb.jpg.9e0b17e05b60557e7e3daf425b73d0da.jpg

Конец 80х, начало 90х. Расцвет стихийных рынков и ларьков. Коминтерна - Щербакова. Снимали явно из гостиницы.

608658e51b3c7_1985.thumb.jpg.965335fd075fe3579dc9a31df8ca6e9e.jpg

Бульвар Юбилейный 1985.

608659070e1bb_51.thumb.jpg.60852718fc624c5c12baa8f2b8eb2458.jpg

Символично ))

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

60865a538c74e_81957.thumb.jpg.06dfaa30794de6b96f95a1c72a8e2fc2.jpg

Хрущёва слушают.

5–8 апреля 1957 г. Н.С. Хрущёв выступает на совещании работников сельского хозяйства Поволжья в Горьком

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сквер на площади Лядова, 1961 год.

VjeIEqRw3gM.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Здание школы №69 на улице Черняховского, середина 50х годов.

aNp5yH4Dtnw.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улица Коминтерна весенний паводок (центр Сормово)
Старое фото - 1926 год
Новое фото - 2021 год

gIaSPiXRCus.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Площадь Революции и центральный зал Московского вокзала, 1965 год.

OP_lSTHEDvA.jpguV8gtG61MFw.jpg2kSptzfzzIY.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как Нижний Новгород превратился в Венецию в 1896 году.

Вот, были же наводнения!

Нижегородская ярмарка

608962bba51c4_scale_2400(2).thumb.jpg.853d71c4785c4872b41170176bf592b0.jpg

Угол Царской (ноне Совнаркомовская) и Кулибинской (сейчас не имеет названия) улиц

608962be925da_scale_2400(4).thumb.jpg.0d205a7c306ae7d2cd63922081cf8ac2.jpg

Царская (Совнаркомовская) улица:

608962bd6beb6_scale_2400(3).thumb.jpg.b016284e2502539d5fe555a2ed953c7d.jpg

Собор Александра Невского:

scale_2400.thumb.jpg.0f83a2d706874a270e8ac312397f0f55.jpg

Рождественская улица

608962ba4563d_scale_2400(1).thumb.jpg.3075b82ec5d4d45d70c93d6aaa381390.jpg

12

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Демонстрация 7 ноября 1977 год

s41jZR5dRLQ.jpguJq5pUt_BNM.jpgFcn085V6KJ8.jpglOdc4vur3J4.jpg8-DEaj7RvLQ.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский парк 1964 год.
 Аттракцион "Петля Нестерова"

pMwHrB7QiGQ.jpgdXSyQP-a1Yo.jpg

 

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1 мая 1948 г.. Колонна Авиационного завода № 21 имени С. Орджоникидзе.
(Улица Красных Командиров - до 1949г.. С 1949г. по 1961г. - ул. Сталина, с 1961г. по 1995г. - ул. ХХII Партсъезда, с 1995г. - ул. 50 лет Победы)

vbw516twesu4sdt78m.thumb.jpg.c751225a2e580ef4fe532bf1fbce3a1b.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький 1979 год

ул. Свердлова

enEXiuoNuc0.jpg

пл. Горького

S0cS9hohnvA.jpg

 

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький.
Вид на Речной вокзал и Нижне-Волжскую набережную, середина 70х

R3lXZhmZVYk.jpg

 

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький 1968 год.
Волжский пляж (слева от Чкаловской лестницы, если смотреть с Волги)

WltfvI1mFxM.jpg

10

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кадры из фильма "Soviet Russia through the Eyes of an American" (Советская Россия глазами американца) 1928 года из коллекции Чарли Стюарта (Charles Stuart):

scale_2400.thumb.jpg.8bfc47fee7c15a93fb81316d24a6ba93.jpg

Раньше был сквер у главного входа и выглядело, конечно, лучше, чем пустая площадь сейчас.

Стрелка непривычно выглядит:

608c237d981c3_scale_2400(1).thumb.jpg.5d4ec6398f350458660ee32582f1b35f.jpg

Нет порта, в кадр не попал Собор Александра Невского, нет бетонных укреплений. Цветопередача может быть не точной, поэтому Красные казармы не красные.

Обратите внимание, что вода стоит почти у самых Красных казарм:
scale_1200.thumb.jpg.b1ea93889f61f976d79a82cdc3259b0c.jpg

Изменено пользователем Александр А.М.
6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 27.04.2021 в 13:31, Влад2 сказал:

Улица Коминтерна весенний паводок (центр Сормово)
Старое фото - 1926 год
Новое фото - 2021 год

Наконец-то теперь я поняла, где находились "Красные ворота".

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вчера стояли с мамой на остановке в центре Сормова, и она вдруг вспомнила, что где-то тут на пятачке между Домом Стахановцев и бывшим Дворцом пионеров стоял деревянный дом на две семьи, где, оказывается, в одной половине жили мои прабабушка с прадедушкой, а в другой семья прадедушкиного брата. Я, конечно, немного от такого открытия обалдела. Перелопатила кучу фотографий, но пока безуспешно.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1-е мая 50-е

xDtj_qFOoV0.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

9 мая 1975 года у ДК ГАЗ

03ojV_vqF6U.jpg

 

 

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улица Коминтерна в центре Сормово, 50е годы.

Видны рельсы ( до 1956г. кольцо трамвая 6)

acMP-5s0g74.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Из "Горьковского рабочего" от июня 1971 года.
Афиша интересна списком горьковских кинотеатров, многих из которых уже нет

-vDZ1EE5z_g.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статья из "Ленинской Смены" от августа 2012 года.
"НИЗЫ НЕ МОГУТ ЖИТЬ ПО-СТАРОМУ".

Осень 1916 год

«Верхи не могут править по-новому, низы не могут жить по-старому» — примерно так в советских учебниках истории описывали революционную ситуацию. Впрочем, для России подобное положение вещей скорее норма, чем исключение. Просто в некоторые периоды данное противоречие обострялось до невозможности. Осенью 1916 года в обществе все больше ощущались апатия и равнодушие к происходящему, а также неверие в победу.

В победу в войне, цели которой были совсем непонятны, ибо на Россию никто не нападал и никто не имел к ней территориальных претензий. Лозунги верности союзническому долгу и необходимости завоевания проливов из Черного моря в Средиземное, понятное дело, не воспринимались как достойное оправдание огромным и бессмысленным жертвам, приносимым «царизмом» на алтарь войны.

Народ ответил на все это традиционно — ростом пацифизма и пьянства, по которому царь Николай II нанес удар столь же нетривиальным сухим законом. По ходу войны наказания за торговлю алкоголем и его распитие неуклонно увеличивались. Осенью 1916 года обвиняемым в нарушении закона предлагалось на выбор – либо заплатить огромный штраф, либо отсидеть срок в тюрьме.

Заведения, уличенные в торговле спиртным, нещадно ликвидировались. Так, газета «Нижегородский листок» сообщала о закрытии ресторана «Хуторка» на Осыпной улице (ныне Пискунова) в связи с тем, что «чины полиции обнаружили там распитие спирта». Содержатель заведения, некто Ф.Ф. Устинов был приговорен к одному месяцу ареста.

Ежедневно в прессе печатались сводки о борьбе с пьянством: «Городским главноначальствующим подвергнуты штрафам и арестам: за изготовление, хранение и продажу хмельных напитков: Е.П. Зимина и Я.С. Воробьева – на 100 руб. – 1 месяц, А.П. Шигина (Сормово) – на 200 руб. – 2 месяца; за пронос по улице денатурированного спирта крестьянина Е.И. Сидякина – на 3 месяца; П.А. Гагарина за продажу виноградного вина без разрешения – на 300 руб. или 2 месяца; за распитие денатурированного спирта и появление на улице в пьяном виде П.И. Зиновьева — на 50 руб. или 2 недели».

Понятное дело, что ограничения на продажу спиртных напитков — как всегда, привели к росту подпольного производства «браги», или попросту самогоноварения. В аналогичной сводке сообщалось: «Городским главноначальствующим подвергнуты штрафам и арестам: за приготовление хмельной браги: Е.А. Матвичева (Городец), П.Ф. Ракова (Сормово), М.А. Серпова (Сормово), Е.И. Жукова (Сормово), В.И. Кузьмина (с. Пурех) — на 100 руб. или 1 месяц каждая — и В.И. Плешаков (Городец) — на 200 руб. или 1 месяц».

«В ОЧЕРЕДИ ЗА САХАРОМ СОБРАЛОСЬ 400 ЧЕЛОВЕК»

Рос дефицит продуктов и товаров первой необходимости, из продажи исчезли мыло и махорка. К примеру, жители Сормова вынуждены были ездить за табаком в Нижний, преодолевая, по выражению газетчиков, «невероятные трудности», где покупали его у спекулянтов по баснословным ценам.

«Цены на жизненные продукты все повышаются», — писал «Нижегородский листок». – Ржаная мука дошла до 4 руб., а овес до 3 руб. 85 коп. за пуд… Растут цены на молоко, яйца, сметану, масло. Небольшая крынка молока стоит теперь уже 20 копеек, скоромное масло 1 руб. 60 коп. Мясом торгуют от 45 до 50 коп. за фунт. И на все претензии покупателей слышится один ответ: «Время военное, все дорожает». Чтобы купить дефицитные продукты, нижегородцам приходилось по много часов, а то и целыми днями стоять в очередях.

Типичный случай имел место 11 октября на площади Острожной (ныне пл. Свободы): «По случаю выдачи из городских лавок сахара опять образовались громадные хвосты. Говорят, вчера у лавки на Острожной площади собралось около 400 человек». При этом составлялись списки, а каждому очереднику присваивался индивидуальный номер. Сахар был особенно дефицитным продуктом, к тому же он использовался при изготовлении самогона, поэтому торговля им была разрешена только в государственных магазинах.

Между тем продавцы, не заинтересованные в максимальной выручке, еще и всячески издевались над народом, устраивая перекуры и двухчасовые обеденные перерывы. В результате покупателям приходилось чуть ли не спать в очередях. Понятно, что и без того нехорошее настроение людей от этого отнюдь не повышалось.

В то же время зарплата на предприятиях не только не повышалась вслед за убегающей инфляцией, но еще и задерживалась. В частности, на это жаловались водители и кондукторы городского трамвая. Последние получали оклад всего 1 руб. 30 коп. в месяц (сравните с вышеуказанными ценами!) плюс пятнадцатипроцентную надбавку по случаю войны. И даже эти нищенские деньги им выплачивали с опозданием. Задержки зарплаты имели место и на военных заводах: Сормовском, «Этна», Курбатовском и других.

ДРОВЯНОЙ КРИЗИС

Мало было неприятностей, так еще и начавшийся паводок сорвал начало отопительного сезона. Сильные дожди привели к тому, что вода в Оке и Волге стала прибывать на 10 вершков (по-нашему — 44 см) в день, затапливая причалы и прибрежные склады. В итоге сложенные у берега штабеля дров, приготовленные для обеспечения населения предстоящей зимой, начали попросту уплывать. «С каждым днем вода прибывает в Нижнем с Волги и Оки, увеличивая размеры дровяного кризиса, — писал все тот же «Листок».

— С первого же дня появления на Волге дров городским исправником И.Ф. Высоковским была организована ловля их. Прибрежным крестьянам Кошелевки, Печер, Подновья и других было предложено извлекать дрова из воды и выкладывать их в сажени на берегу. Ловцов дров обнадежили, что за работу им будет плачено городской управой. Однако денег не получали, работали плохо, много дров украли прибрежные жители».

Кризис достиг таких масштабов, что губернатору Алексею Гирсу пришлось лично выходить на Волгу на баркасе и руководить спасением уплывающего топлива. Впрочем, значительная часть дров все же уплыла, а цены на них резко подскочили. В итоге голодные и уставшие рабочие после трудного дня на работе и в очередях возвращались в свои нетопленные дома и ложились спать. Потом наступал новый день, не обещавший ничего радостного. Именно в таком состоянии депрессии и уныния люди встречали зиму. И всего четыре месяца оставалось до февральской революции…

Виктор МАЛЬЦЕВ «Ленинская смена»

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю имеет место быть и этот ролик.

Андрей Ефимов из Нижнего Новгорода собрал ролик из 17860 фотографий. На видео, которое длится около трех минут, потрясающие закаты, туманы, дожди, грозы, ледоход, Стрелка и все восемь районов города.

 

 

10

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  К сообщению Влада про кинотеатры Горького в 71 году...

Летний на Бекетова помню(в сквере,где сейчас храм,только ближе к правому краю сквера)...интересно,почему улица Бекетова в афише написано"пос"...посёлок что ли? Всю жизнь здесь живу ни разу не слышал 

А Современник на Бекетова позже  построили :smile: 

oOQg4jENB74.jpg?size=1024x679&quality=96

 

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А кинотеатр "Зарница" назывался тогда "Ока"

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Площадь Советская тоже стройплощадкой называлась:))

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Образцовые рабочие образцового автозавода

ВЗГЛЯД ИНОСТРАНЦА НА ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД. ОУЭН ХЭЗЕРЛИ О НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Немногие промышленные города ХХ века были настолько наполнены амбициями, идеологией, межкультурным обменом и межкультурным непониманием, как нижегородский Автозаводский район. Целый город на более чем 100 тысяч жителей, связанных с огромным автозаводом, который был построен американской компанией по американской технологии, стал — как минимум поначалу — экспериментом в области коллективной жизни. Рабочие вербовались отовсюду, даже из-за границы, а лидеры международного рабочего движения приезжали с визитом, чтобы узнать, как выглядит этот «рай для трудящихся», и посмотреть, чем район, построенный для рабочих «Форда» в СССР, отличается от аналогичных районов в Великобритании и США — соответственно Беконтри и Дирборна. Соцгород по большей части сохранился и по сей день, хотя немного изменился и оскудел, но это все еще трехмерный выставочный образец социалистического промышленного района, каким он задумывался.

Из центра Нижнего Новгорода до Автозаводского района быстрее всего доехать на метро — по линии, построенной в 1977–1985 годах. С точки зрения инфраструктуры этот новый промышленный район развит значительно лучше, чем его британские аналоги; например, построенный в 1930-е годы рабочий район Уитеншоу на окраине Манчестера (сопоставимого с Нижним Новгородом по размеру) лишь в 2014 году связали с городом трамвайной линией, никакого железнодорожного сообщения, ни подземного, ни наземного, там никогда не было. Трамваи — довольно разбитые — ходят по Автозаводскому району почти каждую минуту; метро, конечно, реже, зато солиднее — район обслуживают целых четыре станции. Поднявшись из метро на поверхность, замечаешь и другие отличия от Великобритании. Во-первых, завод до сих пор работает, хотя объем производства и число занятых на производстве существенно снизились; во-вторых, он до сих пор увешан многочисленными идеологическими плакатами и произведениями агитпропа; в-третьих, достижения лучших работников и особо выдающихся местных жителей до сих пор отмечают на досках почета, которые монтируют прямо на фонарях. «Отличники производства» и «Гордость нашего района» до сих пор могут лицезреть там свои фотопортреты.

Из постоянных монументов обращают на себя внимание несколько аляповатый памятник Ленину и первый выпущенный заводом грузовик на пьедестале, сложенном из бетонных цифр 1932, а наибольшее впечатление производят две огромные мозаичные панели 1982 года, сделанные к 50-летию завода: на переднем плане одинокие фигуры размахивают флагами, за ними некрупные рабочие в комбинезонах и защитных масках собирают на одной панели автомобили, на другой — танки; все это выложено из блестящих голубых, красных и оранжевых камней. То, что завод давно стал капиталистическим предприятием, принадлежащим олигарху Олегу Дерипаске — кстати, большому другу бывшего британского министра Питера Мандельсона, — отнюдь не привело к декоммунизации визуальной риторики и уличного убранства возле отделанной красным гранитом заводской проходной. Скорее, наоборот: свежие фотоистории на стендах рассказывают о суровом сталинском наркоме тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, о танках, собранных женщинами во время Великой Отечественной войны, и о колонне черных «Волг» на Вестминстерском мосту. У ворот фабрики Форда в Дагенхэме такого не увидишь. Очевидно, что здесь конвейерная сборка автомобиля имела совсем другой идеологический смысл, чем в Америке, где она символизировала свободу и индивидуальность.

Жилые дома, построенные «Остин компани»Жилые дома, построенные «Остин компани»© Оуэн Хэзерли

Есть в этом некая ирония: ведь изначально это был совместный советско-американский проект. Завод строился по проекту «Форд мотор компани», и какое-то время на воротах рядом с изображением Ленина даже висел логотип «Форда». Завод строился по образу промышленного центра Форда в Детройте и других городах — с тем лишь исключением, что Генри Форд тут не был собственником: Великая депрессия заставила ультраконсерватора и врага профсоюзов Форда возводить государственные заводы для коммунистов. Непосредственно постройкой района занималась «Остин компани» — инженерная фирма из Кливленда, штат Огайо (не путать с английским автопроизводителем). В своем компендиуме ранних советских утопий «Революционные мечты» Ричард Стайтс пренебрежительно отзывается об этом проекте как о неудачной попытке реализовать идеи нового коллективизма, каким он виделся в первые послереволюционные годы. «Город рабочих Горьковского автозавода был спроектирован американцами и одобрен советской властью — с централизованной системой школ, клубов, больниц, пекарен, фабрик-кухонь, прачечных и других услуг для 18 тысяч рабочих, живущих в домах на 300 человек: насквозь симметричный фаланстер для современной фабрики. Для строительства завода пришлось снести целую деревню с населением 3000 человек. Однако даже в 1932 году тут не у каждого был свой угол и не в каждый дом провели воду. Эти постройки оказались пародией на светлые мечты о чистых и рациональных многоквартирных домах, какими их видели градостроители 1920-х годов» [1].

Утопическая мечта столкнулась с суровой реальностью «отсталой» аграрной страны, переживавшей стремительную насильственную индустриализацию. В данном случае у нас есть документ, показывающий, насколько трудными были на самом деле отношения между американскими промышленниками и советскими архитекторами, и свидетельствующий, что получившийся в итоге «потемкинский» модернизм не был неизбежным. В книге «Строительство утопии» историю «соцгорода» описал сын главы «Остин компани» Ричард Картрайт-Остин. Он отмечает, что проект был выбран на конкурсной основе в «советском Баухаусе» — ВХУТЕМАСе: там победил вариант с параллельным расположением многоквартирных домов, соединенных надземными переходами и равномерно оборудованных всеми удобствами, с открытым пространством между ними [2]. Впоследствии инженеры «Остин компани» доработали этот проект, понимая, что советская строительная отрасль не способна произвести необходимый объем стекла и бетона, поэтому стены стали кирпичными, c тонко проработанной кладкой, окна уменьшились, но общая идея оставалась поначалу неизменной. Более того, методичные американцы как будто бы даже ею загорелись. Глава проекта Аллен Остин писал в 1931 году в «Нью-Йорк таймс мэгэзин» о степени коммунальности, предусмотренной в новом городе: «Четвертый этаж каждого здания состоит из комнат покрупнее — по площади это как объединенные комнаты на одного и на двух человек. Их займут “коммуны” — группы из трех-четырех молодых мужчин или женщин, которые вместе учатся или работают» [3]. Этот проект не был реализован, но не из-за влияния американской морали, конформизма или «тоталитарного» упора на коллективизм, а из-за созданного первой пятилеткой демографического вихря, а именно из-за тотальной недооценки масштабов притока населения в города и промышленные центры.

Картрайт-Остин цитирует репортаж американской журналистки Милли Беннет, которая, если не обращать внимания на некоторую экзотизацию, точно описывает охвативший советские города водоворот безудержной индустриализации: «Русские рабочие приходят на заводы из деревень; это дюжие крестьяне и крестьянки с рюкзаками за плечами. Они живут в наскоро возведенных длинных бараках. Потом, не дожидаясь окончания строительства, они заселяют дома в городке рабочих — на 300 семей каждый — и обустраиваются там лагерем» [4]. Она подчеркивает, что ни электричества, ни других удобств в этих домах еще нет. Картрайт-Остин отмечает низкую популярность коммунальных квартир, но едва ли дело тут было в идеологии — скорее, в том, что «некоторые коммунальные службы так и не были запущены». Судя по книге, после ухода американских инженеров общий образ Автозаводского района откатывается на протяжении 1930-х годов в сторону более консервативной эстетики: у зданий появились двускатные крыши, а про надземные переходы между ними больше уже не вспоминали. Конец этому идеальному советско-американскому городу рабочих пришел, как только с конвейера сошел первый автомобиль: «Утопический город 1930 года пал жертвой экономической необходимости. От него пришлось отказаться в 1932-м… рабочие нового автозавода жили там практически так же, как рабочие в других частях света» [5]. Что касается жилищных условий, то так оно, похоже, и было. Уроженец Автозавода писатель Кирилл Кобрин в рассказе «Последний европеец», описывая ночную жизнь Дублина, говорит, что он как будто вернулся в советские пролетарские 1970-е и вспомнил: «Тоска во взгляде алкоголически-надтреснутых женщин. Шпанята с острыми носами, зябко свернувшиеся в дешевые курточки. Парни, всегда готовые к выпивке и драке. По понедельникам — неистребимая блевотная вонь на улицах. Горький. Автозавод» [6].

Реконструированные многоквартирные домаРеконструированные многоквартирные дома© Оуэн Хэзерли

В автозаводских кварталах первой очереди дома до сих пор стоят короткими рядами; у некоторых даже сохранились в первозданном виде кирпичные фасады, хотя попадаются балконы, отделанные дешевым гофрированным железом, и довольно странного вида мансарды с красными крышами, явно построенные совсем недавно. Архитектуры конструктивизма в собственном смысле уже не видно, но в самой организации пространства она чувствуется — это коллективный город-сад с довольно легкими, непринужденного вида бульварами с деревьями по обеим сторонам: по ним можно разве что неторопливо прогуливаться. Здесь спокойно, вполне красиво — это не дачный пригород, а парковая окраина. Самое разительное отличие от пролетарских британских Беконтри и Уитеншоу — многоквартирные дома. Там, как и в США, образцом остается просторный дом на одну семью с палисадником перед входом и большим участком на заднем дворе, здесь же все зеленое пространство является общественным. За исключением крохотного квартала, построенного для американских инженеров, домов на одну семью тут нет.

Массовая безработица во времена Великой депрессии совпала с большой потребностью в рабочей силе в Советском Союзе, поэтому Автозаводский район в те годы, как магнит, притягивал из-за границы рабочих, убежденных социалистов, профсоюзных лидеров и рядовых членов профсоюзов. Среди последних были братья Виктор и Уолтер Рейтер: им не показалось, что условия работы здесь лучше, чем в США. Они организовали забастовку на автозаводе и попали в черный список, после чего вернулись в США, где стали активными участниками воинственного профсоюза работников автомобильной промышленности United Automobile Workers и впоследствии возглавили забастовку на заводе «Дженерал моторс» в 1936 году. Как и в Нижнем Новгороде — в 1932-м его переименовали в Горький, — братья Рейтер оказались в черных списках, пережили избиения и покушения, но в итоге победили и создали первый объединенный профсоюз работников автомобилестроения. Позже им даже довелось подшутить над Хрущевым на его встрече с лидерами американского рабочего движения во время визита в США в 1959 году; они спросили его по-русски: «А Горьковский автозавод все еще носит имя Молотова?» (бывший министр иностранных дел к тому моменту уже находился в опале). А Уолтеру Рейтеру наконец представился шанс задать самый главный вопрос, ответ на который он так и не смог получить в Горьком: «Не могли бы вы привести хотя бы один пример, когда ваши профсоюзы не соглашались с политикой правительства?» «Зачем вы суете нос в наши дела?» — огрызнулся Хрущев [7].

Еще один деятель профсоюзного движения по другую сторону Атлантики гораздо подробнее описал условия жизни рабочих на автозаводе. Тогдашний лидер Британского конгресса тред-юнионов сэр Уолтер Ситрин противопоставляет условия жизни переехавших на работу в город советских крестьян и муниципальное жилье с просторными комнатами, садами и городскими удобствами, ставшее доступным для британских рабочих благодаря лоббистским усилиям профсоюзов. Путевые заметки, созданные в ходе поездки по СССР в 1935 году, он озаглавил «Ищу правду в России»; в Соцгороде эта правда, как ему показалось, утопала в грязи. «Мы посетили Соцгород, — пишет Ситрин. — Он исключительно хорошо спланирован — с добротными широкими улицами, которые, я надеюсь, когда-нибудь заасфальтируют. Сейчас там сплошная грязь, и трудно не задаться вопросом, будет ли здесь когда-нибудь по-другому. Эти люди очень спешат строить, но редко доводят дело до конца. Им как будто не хватает на это времени». Его удивляет, что улицы не заасфальтированы, но деревья при этом аккуратно высажены — очевидно, он не задумывался о том, что асфальт и бетон были тогда в большем дефиците, чем саженцы. С чисто английским чувством неловкости он отмечает: «Мне было неприятно от мысли, что мы будем заходить в квартиры в измазанной грязью обуви. Но так мы и делали» [8]. Он обнаружил квартиры, где на каждого отводилось пять с половиной метров (что, надо признать, было лучше, чем в этом городе в целом, где на человека приходилось в то время три с половиной квадратных метра), семья из четырех человек занимала две комнаты, пользуясь общей с соседями кухней, — коммунальная жизнь оказалась не столь удобной, как обещали проекты, разработанные во ВХУТЕМАСе. О самих удобствах он вообще не пишет, поскольку тогда еще ничего не было готово, но именно в этом и проявлялось разительное отличие условий в СССР и на Западе.

УнивермагУнивермаг© Оуэн Хэзерли

В британском Уитеншоу, к примеру, главная архитектурная достопримечательность для тех, кого не трогают дома в стиле движения «Искусства и ремёсла», — это экспрессионистские церкви, современные кинотеатры обтекаемых форм или торговые улицы. Никаких церквей в заведомо безбожном городе Горьком быть, разумеется, не могло, а вот кинотеатры и сфера потребления определенную роль играли. Универмаг был построен в 1937 году по проекту Льва Наппельбаума в постконструктивистском стиле, т.е. с упрощенными застекленными объемами и слегка классицистским декором. Изящно изогнутый и застекленный объем центральной лестницы до сих пор поражает воображение, а искусно сделанную балюстраду не портит даже привычное для современной России нагромождение магазинчиков и ларьков внутри. В промышленных городах и крупных районах муниципального жилья в Англии в 1930-е годы точно так же безраздельно властвовали магазины сети «Ко-оп». Большие кинотеатры там тоже были, но трудно сыскать «Одеон» размером с автозаводский «Мир» — еще одно здание 1937 года, построенное по проекту архитектора Александра Гринберга. Квадратный портал, отделанный темным гранитом, с кессонным потолком служит главным входом в здание, а крыло с рестораном и прочими службами увенчано соцреалистическими скульптурами — мускулистые мужчины и пышные женщины с хорошо проработанными пластическими изгибами.

Станция метро «Парк культуры»Станция метро «Парк культуры»© Оуэн Хэзерли

Напротив стоит Дворец культуры — один из тех единых театрально-музыкально-образовательных центров, которые играли в СССР столь же важную роль, как и в каком-нибудь патерналистском предместье типа Бурнвиля [9]; впрочем, в Горьком он куда масштабнее. Это банальный образчик сталинской архитектуры — массивный объем, хаотично декорированный классицистскими элементами. При этом внутри, за величественным неоклассическим центральным атриумом, подвергшимся весьма небрежному ремонту, имеется мозаика периода оттепели. На центральной панели изображен Ленин, на двух боковых — жизнерадостные, легкие образы революции, строительства, науки, футбола, резвости и веселья, совершенно преображающие тяжеловесный интерьер здания. Все образы здесь связаны с кипучей деятельностью. Железобетонные панели взмывают ввысь на крюках подъемных кранов, чтобы сложиться в здания. Дымят заводские трубы. Мужчины в длинных шлюпках энергично работают веслами. Молодежь сидит у костра. Женщины-ученые вглядываются в пробирки. И над всем этим, на потолке лестничного колодца, красуются канонические образы мухинских рабочего и колхозницы — советского аналога статуи Свободы. В совокупности мозаики отражают идеализированное представление общества о себе самом в трех разных стилях: «спортивная» часть реалистична, но при этом она яркая и бесхитростная, роспись потолка тоже упрощенная, мультяшная, похожая на работу какого-нибудь американского послевоенного иллюстратора — вроде Сола Стейнберга. Напротив мозаик висят реалистические панорамы Волги — сюжета, в разработке которого противоречий между современной и советской эстетикой не возникало.

Постконструктивизм: братья Веснины на АвтозаводеПостконструктивизм: братья Веснины на Автозаводе© Оуэн Хэзерли

Некоторые виды активного отдыха, изображенные на стенах ДК, доступны и по сей день в расположенном по соседству «мини-парке Горького»: это типичная «благоустроенная территория», не слишком отличающаяся от парков в промышленных городах и районах муниципального жилья на Западе, возведенных в межвоенное время, хотя тут больше героических скульптур и терпимости к китчу — это наполовину городской парк, наполовину луна-парк; архитектурной доминантой здесь является заброшенное кафе «Тарелка» — безыскусная летающая тарелка из 1970-х, сочетающая в себе дух футуризма, грубые формы и упадок, передающиеся всему окружающему пространству. Вокруг Парка культуры — более поздние неоклассические жилые дома, иерархическая, монументальная сталинская архитектура, пришедшая на смену коллективистским мечтаниям конструктивизма; некоторые построены по проектам бывших конструктивистов — вроде гигантского радиусного дома с полукруглыми балконами, неожиданного произведения братьев Весниных. Рядом с парком — ряды хрущевок, заброшенная ТЭЦ и несколько одинаковых башенных домов из красного кирпича. Все это пребывает в упадке. Но, несмотря на безработицу, неравенство, распад и уныние, на Автозаводе в глаза бросается не разрыв с прошлым, а то, что с ним связано. Это не уникальные черты советского прошлого вроде квартплаты, не превышавшей пяти процентов заработка, или полной занятости, но все равно нечто, чего нельзя представить в городах Форда на Западе. Конечно, тут можно назвать доски почета с жителями города, развешенные по всему бульвару. Но возле Автозаводского парка есть нечто, что не просто выжило, но и продолжает развиваться.

Панельная застройка Автозаводского районаПанельная застройка Автозаводского района© Оуэн Хэзерли

Там находится импровизированный пляж на заброшенном карьере у озера. В погожий майский день он усеян не только мусором, но и людьми: они греются на солнце, флиртуют, загорают топлес, сидят компаниями, пьют — одним словом, ведут себя примерно как на пляже в Дагенхэме [10]. Мы сидели на скамейке, пока не полил (неизбежный) дождь. Вокруг пляжа — череда башенных домов, явно выстроенных в какую-то линейную систему, как стена на другой стороне озера. На первый взгляд, их построили в 1980-е, хотя на самом деле в 2010-е, и квартиры в них не раздают практически бесплатно рабочим завода, хотя с точки зрения архитектуры и планировки это те же самые здания. Это микрорайон XXI века. Все «социальные» аспекты социализма отброшены, не считая каких-то ошметков, зато его эстетика и технологии оказались на удивление востребованными [11]. Может быть, новым жильцам этих неуклюжих башен когда-нибудь повезет оказаться на Доске почета работников автозавода.

Старый новый АвтозаводСтарый новый Автозавод
Изменено пользователем Влад2
вставлен прямой текст
5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

интересно было почитать. 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фокино 1978 год

-fBR7uVsOYY (1).jpg

12

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЛЕГЕНДАРНОЙ СОРМОВСКОЙ ПИРОЖКОВОЙ В ЭТОМ ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 55 ЛЕТ!!!

Просматривая подшивку "Красного сормовича" обнаружил небольшую заметку об открытии "Пирожковой".
"Пирожковая" открылась в субботу 3 декабря 1966 года. Сегодняшнее меню во многом совпадает с меню дня открытия кафе: пироги и ватрушки, чай, кофе, соки. Для компании из нескольких закусывающих кофе могли подать в кофейнике.
Из текста заметки следует, что до этого в этом помещении более десяти лет располагалась автомат-закусочная. Аппараты по продаже вина работали от жетонов, которые надо было покупать у кассира кафе. Жетоны были из жёлтого сплава, в диаметре чуть меньше пятака, с надписью «Министерство торговли СССР» с одной стороны и одним или двумя желобами-прорезями с другой.
К сожалению, фотографии аппаратов по продаже вина в нынешней "Пирожковой" пока не нашли, нет и фотографии вывески того времени.

an1RhUds-WM.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОЖИЛОВ О "ШАНХАЕ" И МЕСТАХ ВОЗЛЕ.
(взяты из комментов)

"Светлоярское озеро тоже карьер! Именно так его называли в детстве."
"Половина Шанхая и ул. Гаугеля с ул. Героев Космоса - карьеры и озера. На месте 85 школы и "красных домов" - карьер и озеро было .На месте 14 дома по ул Иванова ( 4, 5, 6, 7 , 8 корпуса) , и на месте садика за "Юностью" - озеро огромное было . Шикарная рыба ловилась, жили ондатры , утки , залетали лебеди."
"Не было на месте 85 школы и красных высоток никакого озера и карьера. Пустырь аж до леса. В 3 года видел со своего 2 этажа лес. На месте 14 дома по Иванова было озеро, от силикатного завода до "Юности". Потом засыпали перешеек, разделив озеро на пополам и построили на нём 14 дом. Бегал там по стройке. Потом засыпали водоём за "Юностью", построив детсад и уже в после 1993 года засыпали оставшееся озеро, куда силикатка сбрасывало горячую воду. Уток помню, карасей тоже. Озеро конкретно засрали, сделав помойкой ещё в конце 70х."

"То не болото, а бывшее озеро от силикатки до "Юности". Потом засыпали середину и построили 14 дом. На месте овощного стоял полуразрушенный двухэтажный дом-крепость, за ним жили люди чуть не в землянках и был бассейн 6Х12 с лягвами."
"Горка еще была. А внизу по весне миллиарды мотыля."
"Озеро это было.Там было много живности."
"На это "болото" ходили с братьями ротанов ловить. А как там наперебой квакали лягушки, жабы..."
"Мальчишками, помню, ходили на "силикатку" и там работали: дробили известняк в дробилке , потом по транспортеру насыпали в электро-тачки и сгружали в ковши, которые поднимали щебень наверх и ссыпали в печи. Три башни-печки стояли, в которые каждые 5 минут с грохотом ссыпалась дробленая известь. А потом - на тепловозах кататься шли... Мы дружили с тамошними рабочими . Им отдых , а нам - развлечение . Работали в основном "химики" и стройбатовцы."

"Странно. А мы пацанами на плотах катались по водоему на месте 85-й школы и ротанов ловили. Вы чего-то напутали."
"Ротаны появились в конце 70х. Застройка 7 м-на происходила на моих глазах с 1972 года, когда себя помню. Сперва ул.Гаугеля строили и 27 школу, потом 80 шк. по типовому проекту в 1983 г. (моя один в один 84-я), 85 считалась новой. Вместо домов 1, 2, 3 по Телеграфке, стояли деревянные дома и бараки, а вот какого-то водоёма, кроме Светлоярки до канала не помню."
"Может, память подводит уже? На месте 85-й был карьер и озеро! Берега - известняк (белые ). На месте Телеграфной бараков не было ! На месте проспекта, и на Телеграфной был порядок частных домов до самого озера. Вашу 84-ю строили на месте домов и сараев по улице Димитрова, где я и изволил жить периодически у бабушки."

"Двухэтажный барак за 3 домом по Телеграфке стоял аж до 1985г. В одном из частных домов, там, где сейчас стоянка, жили два другана. Дома и сараи на месте школы помню, как и клуб Ленинского Комсомола деревянный, куда ходил заниматься на фоно."
"А вот озера с известняковыми берегами и ротанами не помню. Точно знаю, что ротаны появились достаточно поздно, когда был подростком."
"Те, два последних оставшихся двухэтажных дома на проспекте, не были бараками! Последние бараки снесли еще в конце 60-х на Шанхае. Хотя нет! На территории силикатного , возле парника был длинный барак в самом чистом виде где-то до 1984 года."

Строительство 7-го микрорайона.
Фото: Бориса Шемякина. 1973 г.

BUfWBWfISzw.jpg

к/т Юность

-BOgSiETUG4.jpg

7-й микрорайон, ост. "Стрелковая" ( строится 6й мкр)

 

UXu_LhamWwQ.jpg

Зы: я в 7й мкр переехал в январе 1976 года, ул. Героев космоса. прекрасно помню деревню вокруг Светлоярского озера и пустыри и болота на месте 5го и 6го мкр. Учился в 83 школе по 4й класс. В к/т Юност ходили всем классом. таже ходили в новый Сормовский универсам. Какой там был отдел игрушек................

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский парк, парковое озеро, стадион Труд.

o9FdfemNpRs.jpg

 

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский парк, Парковое озеро 70-е....

hLRfAGu8iIY.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький. Академик Андрей Дмитриевич Сахаров на улице микр-она Щербинки.
Февраль 1980 год.

ZqpDbNixTfs.jpg

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький 1962 год,  пр. Ленина 68

FAy2elAi12M.jpg

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

г. Горький 1962 год, ул. Московское шоссе 183.

LzJRZgcGRA8.jpg

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

«СОРМОВСКАЯ ХРОНИКА». ЯНВАРЬ 1907 ГОД.

Так называлась постоянная рубрика о борьбе с криминалом в поселке Сормово в газете «Нижегородский листок»

В газете почти каждый день рассказывалось о происшествиях и преступлениях в этом тогда еще пригороде Нижнего Новгорода.

11 января издание сообщало:

«В бакалейную лавку крестьянина Терентия Алексеева, расположенную в его доме по Каретному переулку, явились двое неизвестных молодых мужчин, с накладными черными усиками, и, под угрозой имевшихся у них в руках револьверов, от находившейся в лавке жены Алексеева Пелагеи потребовали выдать им деньги, которая отдала им всю выручку – около 5 рублей, с каковыми злоумышленники из лавки скрылись.

На чайный магазин торговой фирмы товарищества Василия Перлова, находящийся на Дарьинской выселке, также было совершено вооруженное нападение двумя неизвестными замаскированными мужчинами, вооруженными револьверами.

Скомандовав «руки вверх», неизвестные наставили револьверы к груди находящемуся доверенному Ивану Карякину и приказчику Токмакову, причем один из злоумышленников зашел за прилавок, забрал из ящика деньги до 30 рублей и с таковыми из магазина все скрылись.

В квартиру крестьянки Агафьи Митряковой, находящуюся на Мышьяковской выселке, явились трое неизвестных мужчин с револьвером и кинжалом в руках, которые потребовали у Митряковой выдать им денег.

Последняя указала им на шкатулку, из которой один из злоумышленников похитил 2 рубля, и не найдя больше денег, злоумышленники из квартиры скрылись. Полиции удалось задержать грабителей, которые потерпевшей Митряковой опознаны, но в преступлении в том они не сознались, объяснив, что они действительно были у Митряковой в гостях, но револьверов и кинжалов при себе не имели».

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод, Дьяконова м. -Российские Вина-. Перестройка, очередь за алкоголем....

SnZImu5ZDYo.jpg

 

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

стоял я когда то в очередь ))))

Изменено пользователем Нипал
1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Газета Горьковский рабочий 1971 год

Eh3URClORzo.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Канавинский мост через Оку (довоенное фото)

lxvqbAW4Uds.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 Гордеевский пятачок

51Cx_Mdhxxs.jpg

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это уже 2000-е похоже

в середине 90-х забора от шоссе не было и валяли прям с проезжей части на рынок

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стелу «Город трудовой доблести» установят на Благовещенской площади взамен демонтированных знаков «Нижний Новгород» и «Нижегородский район»

sezinx321bld6_22f3rh.jpeg

 

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 минут назад, Lesch сказал:

Стелу «Город трудовой доблести» установят на Благовещенской площади взамен демонтированных знаков «Нижний Новгород» и «Нижегородский район»

sezinx321bld6_22f3rh.jpeg

 

Это вид откуда и куда?

Благовещенская - это конец Рождественской, трамвайное кольцо у моста.

Видать, где-то картинка не пригодилась, а нашим деньги девать некуда :angry:

О - точно, там медведь на гербе - значит, ярославцы отказались, чтобы стрелку Которосли не портить.

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.