• advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
ОптимистНН

Город Горький

1801 сообщение в этой теме

остается одно - фотомонтаж))

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Pilot сказал:

Острожной улицы не было два, такого сооружения не было три.

ржу не могу))))

Набери в поисковике ул. Острожная Н.Новгород.

Там ответят, что часть современной ул.Горького было Полевой, а та что ближе к острогу называлась Острожной. Пл. Острожная, ныне пл. Свободы, взяла свое название от тюремного острога.

771505_1000.jpg

770728_1000.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Цитата

Набери в поисковике ул. Острожная Н.Новгород.

Не нашел ни одного упоминания именно улицы Острожной. Площадь была, Острог и сейчас есть. 

Глянь на картах:

http://www.retromap.ru/m/#141859_z17_56.322227,44.019167

1859 год: от Острога к Оке Новая улица, от Острога к Волге уже Полевая, во всех последующих годах название улицы от Оки до Волги везде только одно - Полевая.

Острожный пруд даже есть, а улицы нет.

На этом же сайте есть карты где подписаны все церкви/храмы/соборы все они сличаются с фотографиями рубежа веков.

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я так понял-  до пл, Свободы Горького  была Полевой, а ниже - Острожной.  И угол на фотке очень даже похож. А если голову задрать - как раз сверху и церковь была бы видна со спуском.

Изменено пользователем DBK
1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 час назад, Pilot сказал:

Не нашел ни одного упоминания именно улицы Острожной.

Площадь Острожная впервые упоминается на этих картах в 1903 г. - http://www.retromap.ru/m/#14190320_56.317988,44.015007

А улица Острожная - в 28-ом

http://www.retromap.ru/m/#1419282_56.317988,44.015007

Как раз является продолжением Полевой

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Pilot сказал:

http://www.retromap.ru/m/#1418961_56.323463,44.011354 на этом и других годах весьма четко фиксирует все улицы и церкви. Можно пощелкать по годам. 

То-то я недоумевал - Малая Ямская есть, а другой нету.

Вот теперь понятно: Ильинка была до М.Покровской, а продолжение - Большая Ямская.

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Приятно все-таки покопаться в истории ))   Еще бы интереснее погулять там....

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
14 часов назад, FVS сказал:

А улица Острожная - в 28-ом

А вот это интересно! 

Впрочем судьбу спорной церкви это мне кажется не изменит

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский парк, середина 50-х

LisQyH92d8s.jpgw-3DVpEaRZ8.jpgatrQKGpupv8.jpgarQv9ZFQnfQ.jpgcbTGe9KldOo.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Покровка - Театральная площадь начало 20-го века

ACe6XQ-VZrw.jpg

Она же 60-е

qgTnM1wct5M.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

71hxMfHi-EI.jpg

13

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод ул. Ведепняпина с середины 60-х до середины 70-х

hnx4tQvM-OM.jpg

mwIYbTeUo2Q.jpglO6qHAyS144.jpgHbUTac1p-2o.jpgIoW1WUjXn0s.jpgEwamGx-eF0w.jpgwHLCQHzXIoQ.jpg

 

11

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Маяковка 70-е

sNeiQtai4rw.jpg

 

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нижневолжская набережная.

Я застал эту ракушку и концерты на ней....

Гребного канала еще и в помине нет. А внизу располагался шикарный Волжский пляж, сейчас бабушкин пляж около паромной переправы.

Ec22j1dcVvE.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
33 минуты назад, Влад2 сказал:

А внизу располагался шикарный Волжский пляж, сейчас бабушкин пляж около паромной переправы.

Нет там уже пляжа, Влад... болото жуткое... шесть лет прошло, как название "бабушкин пляж" прижилось с легкой руки Майора... и нет пляжа...

Видюха 13 года оттуда... присутствует ненормативная лексика)))

 

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
3 часа назад, Влад2 сказал:

Нижневолжская набережная.

Я застал эту ракушку и концерты на ней....

Нас в детском саду (1975 -1976 года) иногда водили туда на прогулку. Дет.сад №10 находился на ул. Минина.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
11 часов назад, Влад2 сказал:

Ведепняпина с середины 60-х до середины 70-х

Жил на этой улице, дом 10А, лет с 4 помню, как " Олимпиец" и "Салют" строились... И сейчас живу на этой улице...

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский р-он, пр-т Кораблестроителей начало строительства 1968г.

Gbv-bPd3T3I.jpg

начало 70-х

47nSeFzcFQE.jpg

середина 70-х

gzvbC8OvmWw.jpgXVVAB1stTE0.jpg

 

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 23.12.2019 в 22:05, zloitroll сказал:

как " Олимпиец" и "Салют" строились..

А я помню, как в очередь за гитарами стояли своей толпой, когда его открывали. Одного чела аж в стекло вдавили... Народищу было....

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Обратите внимание какие планы были на метро

Z0JjEzoglZo.jpg

А это чехол для проездного билета 1985 год

nBd197j9INo.jpg

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может правнуки покататаюся?)). На метро в таком виде

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нагорный Дворец Спорта, конец 60-х 

uKJ102lwhjk.jpg

Дворец Спорта 1992 год,там уже рынок-барахолка был

F-nKo5i4PD8.jpg

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ленинский р-он  Перикопская д.3

yeiQUyieF3I.jpg

 

large (1).webp

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улица Дзержинского (Алексеевская)

возле перекрестка с Холодным переулком (за столбом направо), 1959 год.

lIAF7sDMOmM.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ёлка на пл. Минина, начало 1950-х гг.  Фото Н. М. Капелюш

Fj8zSiAhS-k.jpg

 

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
23 часа назад, Влад2 сказал:

возле перекрестка с Холодным переулком

отлично помню этот дом. 10 лет мимо него в школу ходил, ту, что за углом)) А еще помню как на этом перекрестке автобочка большая с пивом навернулась. На бок прилегла и полилось)) Весело было - пиво пенной благоухающей рекой по Дзержинке течет, мужики с ведрами бегут, под закрытые верхние крышки подставляют. А крышки аккурат уже не сверху, а сбоку, пива дают, денег не спрашивают.   

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 29.12.2019 в 13:12, Влад2 сказал:

Ленинский р-он  Перикопская д.3

 

А этот магазин и я помню. Не в 65м конечно, а в 80х. Мимо него каждый день в садик.. тот, в котором сейчас ГИБДД...

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И я этот магазин прекрасно помню как и все магазины станкозавода-детство- ул Баумана.

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Площадь 1-ого Мая ныне пл.Горького 1936г.

На заднем плане в центре строительство дома связи.

5t4E4kieoQE.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вид на ВерхнеВолжскую набережную.

Через несколько лет здесь будет Чкаловская лестница.........

-60hj8jgtss.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормовский парк, 80-е.

UBRtD3eLV5k.jpg7DwQnz55Z9Y.jpgeFSjnzUH7R4.jpgvenq9h4BtrU.jpg

 

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Перекресток улиц Дзержинского(Алексеевской) и Октябрьской, конец 50х годов.

64dkgnECodc.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Первый раз я ездил туда с отцом в 1973 году. Как раз какие то соревы по прыжкам с 90-о метрового были. Народу было просто пипец сколько! Больше только на демонстрациях.

 

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

MYJiD8LVSgg.jpg

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кафе у Дмитриевской башни около остановки пл. Минина.

Чудная была кафешка....

tao3wV7rYIc.jpgvRUmxSuZ0zc.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормово - открытие ДК им. Сталина. 1 мая 1930 г.

BqYWsmRC60Y.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На НГ ездил в деревню, нашел вот такую книжкуIMG_20200105_204224.thumb.jpg.ae3978f90b2be9b48b5e0344b70a1500.jpg

 

IMG_20200105_205749.thumb.jpg.916daaa83c4819619f0287a436ef7ab9.jpg

1978 года выпуска. Интересная такая...

Раньше тоже всякие катаклизмы были :

IMG_20200105_204604.thumb.jpg.22dd29fb2b4a82f3ef5511f666a9836a.jpg

IMG_20200105_204904.thumb.jpg.e73c881fff9e1dcbe5c49248fd63d7be.jpg

Вот еще одна фотка страницы книжки... Если кому интересно, прочтите...

IMG_20200105_204803.thumb.jpg.f2204dd7e4ba9a2d59ff77014d9546b9.jpg

IMG_20200105_205231.thumb.jpg.20b5ca1bf5eb7a45340d320f2bae8408.jpg

IMG_20200105_205406.thumb.jpg.37ea8c74aa11dea104486633c10dc2de.jpg

IMG_20200105_205108.thumb.jpg.8bbda2ad3ebb18b5b60264deaf616b2f.jpg

17

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Центр Сормово 90-е

uI8LPWbvtrQ.jpg

4

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нижне - Волжская набережная (1952г.)
Перед нам место которое ныне имеет название - Площадь им. Маркина, справа речной вокзал

_EITYOBV5i0.jpg

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

пл. Горького кафе "НИЖЕГОРОДСКОЕ* 70-е

Ci_En0Pcs7Y.jpg

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дворец спорта 1972г.

Кстати снега тоже крайне мало!!!!

TNig-ol5lnQ.jpg

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Московское шоссе.
Строиться новая Гордеевка. Конец 1960-х ...

NpjTIoFM_Zc.jpg

А это уже 70-е, первая линия девятиэтажек готова

doCqEce_cno.jpg

 

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гордеевка.
детский кинотеатр "СМЕНА" и пирожковая "Колобок" (одноэтажка за к/т)

obMxqLotmSQ.jpg

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Справа от здания  драматического театра когда-то стояла гостиница "Москва", один из лучших советских отелей в городе. В номерах гостиницы была уникальная меблировка с редкой красоты полированной шпонированной раскладкой встроенных шкафов и стеновых панелей.
В 90-х бывало посиживали в ресторане и денег хватало вполне.

85.jpg

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

пл. Советсая, нагорный Универсам, 83\84 гг

image.jpg

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1970 г. Москарик

На таких автобусах и я еще поездил.

407940-Ploshhad-Revolyucii-2048x1257.jpg

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод как хреново жили после войны.....

Автозавод - районный диспансер, ныне поликлиника 37

56d14abda5734_rayonnyy_dispanser_nyne_poliklinika_37.jpg

ст. Счастливая Горьковская ДЕТСКАЯ железная дорога (целая монументальная станция для детей)

56d14abc8717a_1948_god._stantsiya_schastlivaya_dzhd._n.dobrovolskiy.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А это середина 80-х, точный год не помню((((

Демонстрация 1 мая, фото сделано с виадука у к/т Москва, слева кафе Москва, а за кафе виднеется дом, в котором собственно я и жил тогда. А какое в кафе было пиво.... Слева от кафе пристройка - пивная. Мы заходили в кафе заказывали стол с нормально поесть, ну и через кухню в пивную без очереди, брали сразу поднос другой пива. Эххххххх.............

D2e_Rggu_d30.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
МиГ перед смертью
На авиапредприятии «Сокол» заслуженные лётчики-испытатели РФ на истребителях МиГ-29 катают в стратосферу богатых китайцев / ноябрь, 2016

Отец – лётчик-испытатель, полковник – плакал пьяными слезами. Стоял перед распахнутыми настежь оконными створками, несмотря на лютый декабрьский мороз 1972-го, и плакал. 
___

Он вернулся с похорон своего друга из отряда лётчиков-испытателей Горьковского авиационного завода им. С. Орджоникидзе (ГАЗИСО), выпускавшего сверхсовременные боевые «МиГи», гордость советских ВВС. Сквозь побелевшие губы отец едва слышно цедил тяжёлые проклятия.

На другой день я спросил отца, кого давеча проклинал он последними словами. Нехотя, с трудом подбирая слова, он сказал, что его друг погиб из-за того, что завод «гнал план» в конце года и начальство отправило на гибель истребитель с недоделками – лишь бы не пострадала карьера. Смерть на расстоянии протянутой руки неотступно следовала за авиаторами: один, а то и два пилота в год погибали на испытаниях, что было чудовищно много для небольшого отряда из двух десятков лётчиков. Тогда заводской Дом культуры с большими белыми колоннами, в стиле сталинского неоклассицизма, покрывался траурными лентами. В центре актового зала устанавливали закрытый гроб с останками пилота, которые удалось разыскать на месте падения самолёта. Отдать последний долг шли к гробу вереницы работников завода, а над домами из мощных репродукторов плыли щемящие звуки траурной музыки.

Такая страшная близость смерти парализует сознание обычного человека. Противостоять ей способен особый человеческий материал, который поштучно отбирается и скреплён внутри себя особыми отношениями. Присуще это не только лётчикам, но и тем, кто на земле создаёт крылатые супермашины. Казалось, что интеллект и воля авиастроителей безостановочно, на протяжении десятилетий, вступают в прямую схватку со смертью, иногда трагично проигрывая, но чаще одерживая победу и заново отстраивая свой мир.
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Директор ГАЗИСО И.С. Силаев (крайний слева), лётчик-испытатель С.А. Челноков и космонавт В.В. Горбатко (сидят) в здании ЛИС

Цена карьеры № 2

Боль отца требовала выхода, и потому его слова в адрес тогдашнего директора авиазавода Ивана Степановича Силаева были по-человечески простительны. Тем более отец знал, что отношения между нашими семьями давно вышли за служебные рамки. Моя сестра-старшеклассница Таня дружила со старшим сыном Силаева Сашей. Они учились в 82-й физико-математической школе и вместе готовились к поступлению в высоколобый Московский физико-технический институт (МФТИ), но их связывало и нечто большее, чем точные науки. Пылкость юношеской влюблённости, проявляемая директорским сыном, заметно тяготила мою серьёзную сестру. Мой одноклассник по школе № 66 и закадычный дружок Лёха Скворцов был племянником Силаева. С ним я не раз бывал в доме Ивана Степановича. Другой мой одноклассник Гоша Власов был сыном погибшего лётчика-испытателя. Наша классная руководительница Светлана Толгатовна Сейфи являлась дочерью легендарного главного инженера завода, уже ушедшего к тому времени из жизни. Получалось, что все мы – от мала до велика – составляли одну особую «сверхсемью», которая дышит в такт знаменитого «Авиамарша»: «Бросая ввысь свой аппарат послушный / Или творя невиданный полёт, / Мы сознаём, как крепнет флот воздушный».

Карьеру Иван Степанович Силаев всё же сделал, и карьера эта была более чем блестящей – её смело можно было назвать «карьерой №2» в России образца 1990-х годов. Силаев в 1991 году стал первым премьер-министром правительства Бориса Ельцина, правда ненадолго. До этого возглавлял Министерство станкостроения и Минавиапром СССР. Его племянник Алексей Скворцов, окончивший, как моя сестра и сын Силаева, факультет летательной техники МФТИ, в начале 1990-х эмигрировал с семьёй в Австралию, и с тех пор о нём ни слуху ни духу. В последний раз я виделся с ним в 1992-м, в его маленькой комнатушке в Тушине, где с ним обитали жена и грудной ребёнок. Лёша обиженно рассказывал, что его двоюродный брат Сашка Силаев въехал в шикарную 100-метровую квартиру на Тверском бульваре, а он вынужден ютиться в коммуналке «на краю промзоны», и «помощи от дядьки ноль».

Закат «Сокола»

Другой мой одноклассник, Владимир Сукайло, окончил Харьковский авиационный институт и вернулся на завод, чтобы пойти по стопам своего отца, проработавшего здесь всю жизнь. В 2000-е Володя возглавит самый крутой, самый «сложный и ответственный» участок предприятия – цех № 50, откуда на взлётную полосу выкатывается красавец истребитель «МиГ». К этому времени ГАЗИСО переименуют в Нижегородский авиастроительный завод «Сокол».

...

В лучшие годы на заводе отряд лётчиков испытателей насчитывал 20, а то и 30 человек, поровну: 15 гражданских от завода и 15 военных от Министерства обороны СССР. Каждому иногда приходилось совершать в день до пяти испытательных полётов! Сейчас об этой адской работе заслуженный лётчик-испытатель РФ Серёжа Томбак – ещё один мой приятель детства – с тоской вспоминает по рассказам своего отца, тоже лётчика-испытателя. Лётный отряд сократился чуть ли не в шесть раз – до пяти человек! Причём только один из них представляет военную приёмку, и, когда надо облётывать двухместную «спарку», ему приходится просить заводского пилота занять кресло сзади. Спрашиваю, а что будет с заводом, когда через год-два-три модернизируют последний 45-летний «МиГ»? Ответом мне была только тоска в глазах авиаторов.

Перед человеком, стоящим на краю гибели, как известно, в одно мгновенье пробегает вся его жизнь. Не хочу сгущать краски, но, похоже, и для нижегородского «Сокола» настал этот момент, когда перед ним должна была предстать вся его история. Ещё в 2005 году в заводской типографии мизерным тиражом напечатали книгу «Лётчики. Испытания. Самолёты», составленную на основе документов Центрального архива Нижегородской области, Центрального архива Министерства обороны РФ, отдела кадров и музея завода, а также воспоминаний ветеранов. Идея написать эту «книгу памяти», как следует из аннотации, принадлежит Володе Сукайло, ставшему уже начальником Лётно-испытательного комплекса «Сокола». Авторы этого уникального труда – Яков Исаенко, Николай Левадный и Александр Элькинбард – инженеры отдела лётных испытаний. Старейшина «Сокола» Исаенко работает на заводе – трудно представить! – с 1950-х. Отец Элькинбарда, Михаил Наумович, летал здесь на «МиГах» с 1961-го по 1975-й, а затем до самой смерти работал на аэродроме. Военные инженеры Левадные, отец и сын, также составляют известную на заводе династию. Все они – члены этой особой сверхсемьи «Авиамарша», и все они хорошо знали моего покойного отца. Вместе их можно назвать коллективной памятью «Сокола».
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Первая Лётно-испытательная станция Горьковского авиазавода, 1934

Шарашкин истребитель

Окраинный район Нижнего Новгорода, где в 1929 году началось строительство авиационного завода, назывался Кагановическим (ныне это Московский район). Назван он был так в честь секретаря ЦК ВКП(б) Лазаря Кагановича, которого летом 1918-го прислали сюда создавать так называемые части особого назначения, или ЧОНы – карательные отряды большевиков. (Его старший брат Юлий Каганович был председателем Горьковского облисполкома в середине 1930-х.)

Сооружение завода входило в первый пятилетний план строительства Военно-воздушных сил, который был утверждён Реввоенсоветом. Это предприятие должно было ничем не уступать известным западным авиационным фирмам. Площадку для него выбирали особенно тщательно, и в конце концов в Волжско-Окской излучине, между деревнями Княжиха, Костариха и Ратманиха, на берегу речки Берёзовки, нашли ровное, хотя и заболоченное место, рядом с торфяными разработками. Жители этих деревень стали первыми строителями и рабочими завода. Это место было удобно главным образом тем, что отдельными ветками соединялось с тремя стратегически важными направлениями: Центр – Москва (Курская железная дорога), Восток – Урал (Котельническая линия) и Юг (Пензенская железная дорога).

В первые годы новое авиапредприятие называли заводом «А» (строящимся в Нижнем автомобильному и машиностроительному заводу были соответственно присвоены литеры «В» и «С» – на западный манер). В 1931-м завод «А» был переименован в завод № 21. Вступил в строй 1 февраля 1932-го, и почти сразу Горьковскому авиазаводу присвоено имя секретаря ЦИК СССР Авеля Енукидзе. В Москве долго не могли решить, строительство каких самолётов наладить в Горьком. В конце концов предпочтение было отдано истребителю И-5, и с тех пор авиазавод № 21 – единственный в стране! – на протяжении всей своей 80-летней истории выпускает только истребители.

Поначалу истребитель И-5 имел другое обозначение – самолёт ВТ-11, так как проектировался во Внутренней тюрьме – 11 Бутырок, где тогда располагалось Центральное конструкторское бюро – 39 ОГПУ имени Менжинского. Это была одна из первых советских «шарашек», в которой творили выдающиеся авиаконструкторы Николай Поликарпов и Дмитрий Григорович.

Первый испытательный полёт на И-5 над заводским аэродромом совершил лётчик Трофим Жуков 10 августа 1932 года. Поначалу дело шло из рук вон плохо: до конца 1932-го вместо 271 запланированного самолёта сдали только три истребителя! Прорыв произошёл благодаря присланным из Москвы инженерам, в частности новому техническому директору Павлу Успасскому. В 1914-м Успасский окончил Петербургский технологический институт, служил в авиационных частях армий Деникина и Врангеля. В 1930-м был приговорён к пяти годам концлагерей «за вредительство», приговор заменили ссылкой на завод № 16 в Воронеже. В материалах дела о реабилитации Успасского авиаконструктор Николай Поликарпов писал так: «П.П. Успасский буквально жил на заводе, работая ежедневно по 16–18 часов, в результате чего завод № 21 был достроен и дооборудован и из недостроенного заводика превратился в первоклассный самолётный завод скоростных истребителей, с честью награждённый орденом Ленина правительством СССР в конце 1937 года».

Благодаря энергии и профессионализму Успасского уже через год, в 1933-м, завод перевыполнил производственный план, выпустив 321 истребитель И-5. Всего же было выпущено более 800 таких самолётов, и даже спустя 10 лет, в первый год Великой Отечественной войны, И-5 были в составе ночных бомбардировочных полков.
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7OVOEzvXAaqgH7EldqRD
___
Легендарный «ишачок» – истребитель И-16. Музей завода «Сокол»

«Ишачок» репрессий

В 1933–1934 годах происходит бурное развитие скоростной боевой авиации. Тогда же впервые произошёл «конфликт интересов» авиазавода № 21 и Опытно-конструкторского бюро Павла Сухого. В Москве поначалу решили, что с ноября 1933-го завод будет выпускать самолёт И-14 конструктора Сухого, но вопреки принятым резолюциям, по указанию главка, в Горький были отправлены чертежи скоростного истребителя И-16 Поликарпова. Самолёт И-16 строился в условиях повышенной секретности: чтобы запутать вражеских шпионов, изменили даже нумерацию заводских цехов. Первым этот истребитель испытывал легендарный лётчик Валерий Чкалов, который в январе 1937-го был зачислен шеф-пилотом в штат авиазавода № 21. И-16 стал самым массовым истребителем в ВВС СССР. Это была первая в мире серийная высокоскоростная крылатая машина с убирающимся шасси. Около 500 самолётов этой марки Советский Союз отправил в Испанию во время гражданской войны, ещё 215 машин поставили гоминьдановскому Китаю. Всего было выпущено 10 292 самолёта И-16 разных модификаций, и он приобрёл поистине мировую известность. Франкисты его звали «боинг», республиканцы – mosca («муха»), лётчики люфтваффе – rata («крыса»). На родине самолёта прижилось ласковое прозвище «ишачок».

Небывалая массовость производства вызвала серьёзные трудности. Заводской конвейер не останавливался ни на минуту, работа шла в три смены. Наряды на выполнение работ помечались как «особое задание». Выпуск чуть ли не каждого самолёта контролировался высшим руководством СССР. Завод лихорадили срочные наряды на отправку самолётов в Испанию и Китай. На программе испытаний, хранящейся в архиве, рукой пилота написано: «Тяжело физиологически…» Главный инженер Успасский писал, что в 1936–1937-м завод «был задавлен программой выпуска самолётов». Январский и февральский планы 1937-го были выполнены всего наполовину, качество работы ухудшалось, и в результате – аварии и катастрофы самолётов.

В августе 1937 года нарком обороны Ворошилов накладывает резолюцию на донесение НИИ ВВС о пожаре на самолёте И-16: «т. Алкснису. Немедля сделать всё для устранения этих и подобных дефектов, а также потребовать от т. Мирошникова (директор завода № 21. – Ред.), чтобы он внимательно посмотрел вокруг себя, что-то часто стали появляться на И-16 безобразия».

Случайно или нет, время заводских проблем совпадает с годом массовых репрессий. Одним из первых, 21 июля 1937-го, арестовывают начальника Лётно-испытательной станции (ЛИС) Владимира Скритула. Его расстреляют 27 мая 1938-го и реабилитируют 30 октября 1989-го. Тогда же арестован и расстрелян лётчик-испытатель Владимир Дательбаум, единственный лётчик военной приёмки.

Аресты среди руководства продолжались весь 1937-й и 1938-й. Арестованных обвиняли в принадлежности к «шпионско-диверсионной и предательской организации, существовавшей на 21-м авиационном заводе». Чекисты конкретизировали свои обвинения тем, что «вредительство в самолётах И-16 коснулось крыла, моторной рамы, ручки управления, бака, шасси и др.».

К расстрелу приговорили директора завода Е.И. Мирошникова, начальника цеха опытных конструкций В.Я. Силина. Отправили в тюрьмы и лагеря главного инженера П.П. Успасского, старшего военпреда П.С. Сладкова, начальника конструкторского отдела Ю.Т. Шаталова, начальника сборочного цеха В.И. Абрамова, начальника эксплуатационного отдела К.А. Белоусова. Всего по делу «предателей 21-го авиазавода» были арестованы более тридцати руководителей. Все они впоследствии реабилитированы.

Интересный факт выявили архивные изыскания инженера Левадного: на место арестованного старшего военпреда Сладкова из Москвы прислали «трижды краснознамёнца» С.А. Пискунова, бывшего сотрудника Автобронеотряда имени Я.М. Свердлова – своего рода «спецназа» большевистского правительства, прообраза сегодняшней Федеральной службы охраны. В 1942–1945 годах Пискунов был начальником авиационного отдела Правительственной закупочной комиссии СССР в Вашингтоне, дослужился до звания генерал-майора инженерно-технической службы. Таким образом, все поставляемые СССР по ленд-лизу американские самолёты шли через руки бывшего военпреда Горьковского авиазавода.
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Будущий премьер-министр РФ И.С. Силаев (в центре) и отряд лётчиков-испытателей ГАЗИСО. 1970-е

«Пианино» войны

Война требовала невероятных скоростей, непривычных масштабов и необычных материалов. Деревянные самолёты уходили в прошлое – уже несколько лет, как «Мессершмит» делал обшивку своих самолётов из лёгкого алюминия. СССР в ту пору не владел ни технологиями цельнометаллических фюзеляжей, ни самим алюминием, и потому конкурс выиграл проект истребителя ЛаГГ-3, разработанный конструкторским бюро ОКБ-301 Семёна Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова. Конструкторы предложили материал, который по своим главным характеристикам – прочности и огнеупорности – находится между деревом и металлом. Это так называемая дельта-древесина, или многослойная фанера, пропитанная особым составом из смол. Этот материал по твёрдости не уступал металлу и был практически несгораемым. Возможно, ноу-хау новейшего самолёта было почерпнуто из мебельного производства: первоначально ОКБ-301 размещалось в Кунцеве на мебельной фабрике, где ещё выпускались лыжи и самолётные винты.

Производство дельта-древесины было налажено на Урале. Сталину доложили о новом чудо-материале, и он вызвал Лавочкина в Кремль. Выслушав с неверием доклад авиаконструктора, Сталин выбил раскалённый табак из трубки прямо на дельта-древесный лонжерон – и дерево даже не почернело. Затем Сталин принялся перочинным ножом скрести авиадеталь – усилия были напрасными, дерево оказалось твёрдым как камень. После этого главного инженера Кунцевской мебельной фабрики наградили орденом.

Обшивку ЛаГГ-3 покрывали лаком без красителя, что придавало самолёту красно-коричневый или тёмно-вишнёвый цвет. Для снижения сопротивления его ещё полировали, и в результате за сходство с музыкальным инструментом истребитель получил прозвище «пианино». Позднее, уже после войны, какой-то острослов придумал своё название – «лакированный гарантированный гроб». Эта боевая крылатая машина была вооружена тяжёлыми пулемётами и пушкой. Серьёзным её недостатком был излишний вес, что влияло на манёвренность в бою. Но в начале войны выпущенные в Горьком ЛаГГ-3 стали одними из основных фронтовых истребителей.

Завод перешёл на круглосуточный график работы, смена длилась по 12–14 часов. Уже в конце 1941 года Горьковский авиазавод выпускал почти 40% от всех производимых в СССР истребителей, до 24 самолётов в сутки. Всего было выпущено более 6500 самолётов ЛаГГ-3.

В военные годы линейка «лавочкиных», освоенных авиазаводом № 21, совершенствовалась взрывными темпами. За ЛаГГ-3 последовал Ла-5, в 1943-м в небо над Горьким поднялся Ла-7 – один из лучших серийных фронтовых истребителей конца Второй мировой войны. Повышенная живучесть машины, простота в управлении, высокая манёвренность и сильное вооружение давали ему превосходство над последними поршневыми истребителями Германии, Англии и США на малых и средних высотах. Всего до конца Второй мировой войны было выпущено 5753 самолёта Ла-7.
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Лётчик-испытатель С.А. Челноков, экипировка для первых полётов в стратосферу

Поверх звуковых барьеров

Решение передать чертежи новейшего истребителя МиГ-15 Горьковскому авиазаводу было, как иногда говорят, конгениальным: сошлись два близких по духу талантливых коллектива. С одной стороны – дерзкие мыслители из ОКБ-155 под руководством Артёма Микояна и Михаила Гуревича и с другой – мастера и асы авиазавода № 21, никем так и не превзойдённые в искусстве воплощать самые невероятные идеи. Их сотрудничество началось в 1949 году и продолжалось больше полувека.

В том же году на авиазаводе удлинили до двух километров взлётно-посадочную полосу – параллельно Московскому шоссе уложили металлические штампованные плиты. Сразу возникли проблемы с двигателем – испытатели отмечали «дымление» и «зуд». В 1950 году на заводе забраковали 35 двигателей, их демонтаж требовал много времени и контрольных полётов. Но в итоге МиГ-15 стал одним из самых массовых реактивных боевых самолётов в истории авиации. Этот истребитель участвовал в Корейской войне, применялся в первых арабо-израильских конфликтах, состоял на вооружении многих стран мира. Последние МиГ-15 были сняты с вооружения в 2006 году в ВВС Албании.

В 1953 году на заводской конвейер поставили самолёт МиГ-17, который, по сути, представлял собой глубоко модифицированный МиГ-15бис. Первым из серийных истребителей он мог достигать скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Уже в первый год выпуска было сдано 100 новых истребителей. Применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

МиГ-19 стал первым сверхзвуковым реактивным истребителем, запущенным в серийное производство. Истребитель второго поколения, он широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Во время Шестидневной войны сирийский МиГ-19 сбил израильский истребитель Mystere. А на египетском фронте сбил израильский военно-транспортный самолёт Noratlas. В ходе этой войны сирийские «девятнадцатые» потерь не понесли.

МиГ-21, один из самых известных в мире самолётов, выпускался серийно на Горьковском авиазаводе около 30 лет. Его признали самым «технологичным», и он стал самым массовым истребителем третьего поколения. С 1962 по 1986 год завод поставил в 37 стран мира 1812 самолётов МиГ-21 различных модификаций. Кроме стран бывшего Варшавского договора, МиГ-21 можно было встретить на аэродромах Вьетнама, Кубы, Финляндии, Египта, Судана, Сомали, Нигерии, Анголы, Афганистана, Бангладеш, Ирака, Сирии, Алжира, Эфиопии, Гвинеи, Индии, Югославии, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Монголии, Уганды, Замбии, Пакистана, Северного и Южного Йемена.

Поразительно, что МиГ-21 стал востребованным и в относительно недавние 1990-е годы. Модернизированный самолёт получил обозначение МиГ-21-93, на нём почти полностью заменили авионику и вооружения. Первый полёт МиГ-21-93 совершил в мае 1995 года над нижегородским аэродромом. В 1996 году с правительством Индии был подписан контракт на поставку 125 модернизированных МиГ-21, который был выполнен в конце 2005 года.
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Директор ГАЗИСО А.И. Ярошенко (1) и главный инженер Т.Ф. Сейфи (2). 1960

Шестидесятники рулят

Время небывалого подъёма Горьковского авиазавода приходится, по мнению многих, на вторую половину 1950-х – конец 1960-х. В эти годы заводом руководили директор Александр Ярошенко (1912–1970) и главный инженер Талгат Сейфи (1916–1969). Специалисты утверждают, что они провели настоящую революцию в организационном переустройстве предприятия. Под их руководством были созданы ещё невиданные в СССР новейшие системы организации производства, такие как ППОРМ (планово-предупредительное обеспечение рабочих мест) и КАНАРСПИ (качество, надёжность, ресурс с первых изделий). Обе системы стали использоваться на ряде предприятий Советского Союза, выпускавших сверхсложную современную технику. КАНАРСПИ, например, стала одной из первых отечественных систем, которая на всех этапах – от проектирования и производства до испытаний и эксплуатации – управляла качеством продукции.

Один из старейших сотрудников авиазавода вспоминал: «Когда на наш завод приехал академик Берг, он был приятно удивлён: «Это не завод, – сказал академик, – а институт-завод». Под непосредственным техническим руководством Ярошенко и Сейфи на заводе были разработаны новые методы создания МиГ-19 и МиГ-21, которые требовались на всех этапах их серийного производства. В 1968 году Ярошенко получил звание лауреата Государственной премии СССР.

1960-е – годы политической оттепели, десятилетие, своими свершениями равное веку, время надежд и грандиозных проектов, под стать полёту Юрия Гагарина. Ярошенко и Сейфи – они были настоящими шестидесятниками, и, видимо, в этом заключается секрет блестящего успеха Горьковского авиазавода в эпоху сверхзвуковых скоростей. Только сейчас начинаю понимать, что настоящий шестидесятник – это романтик с железной хваткой. Шестидесятник обладает личным КАНАРСПИ – системой, включающей в себя особую эстетику, иерархию ценностей и компромиссов. Шестидесятник собирает вокруг себя друзей-единомышленников, чтобы вместе если не сдвигать горы, то их покорять.

Во время обострения советско-китайских отношений, происходившего в 1960-е вокруг острова Даманский, руководство КНР предъявило Москве ряд жалоб на якобы плохое качество горьковских истребителей. Тогда на завод пришли сотрудники КГБ и предъявили ордер на арест главного инженера Сейфи. Его спасло только ярое заступничество директора Ярошенко, заявившего: «Если виноват Сейфи, арестовывайте и меня».

Но настоящие шестидесятники не доживают до 60. Сейфи ушёл из жизни в 53 года, Ярошенко – в 58 лет. Именем Ярошенко назвали улицу в заводском посёлке, которая проходит параллельно улице Чаадаева, вольнодумного предшественника шестидесятников. На улице Чаадаева до сих пор живёт Светлана Талгатовна Сейфи – классный руководитель моего класса. Думаю, что система её руководства почерпнута у лучшего главного инженера Горьковского авиазавода. В классе прежде всего создаётся круг доверенных ребят, на которых можно опереться. Всё внешкольное время отдаётся классу. Каникулы проводятся вместе с классом в поездках по стране: на плотах мы сплавлялись по лесным речкам, на теплоходе плыли вниз по Волге, на заводском автобусе ехали на малую родину первого космонавта (возведённый в культ Гагарин – его бюст перед школой, имя его присвоено школе). И над всем этим звучат сентиментальные песни Визбора и Городницкого. Даже манеру творить громоздкие аббревиатуры классная переняла у своего отца, например ШКАП – школьный конкурс авторской песни.

Прорыв в стратосферу

Если 1960-е были годами стремительного подъёма Горьковского авиазавода, то 1970-е и 1980-е стали эпохой его расцвета, что связано с выпуском МиГ-25, МиГ-29 и МиГ-31. Главные «фишки» истребителя-перехватчика третьего поколения МиГ-25 заключались в способности достигать трёхкратной скорости звука и подниматься в стратосферу, на высоту до 25 км, где на этом удалении уже зрительно ощущается, что планета наша круглая.

В 1965 году началось серийное производство МиГ-25, предрешившее техническую революцию на предприятии. Вместо клёпки баковых отсеков фюзеляжа и крыла стали использовать сварку, причём всех видов – и сталей, и титана, и алюминиевых сплавов. Сварочные работы на заводе стали основным технологическим процессом.

В 1974 году группа специалистов Горьковского авиазавода за освоение производства МиГ-25 получила Государственную премию СССР. В 1977-м лётчик-испытатель Александр Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полёта – 37 650 метров, а всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов.

Годы производства МиГ-25 стали самым интенсивным периодом в развитии завода, выпускалось до 90 самолётов в год. Всего построили 1112 МиГ-25 всех модификаций. Они стоят на вооружении ряда стран СНГ, Ирака, Сирии, Алжира, Ливии, Индии и Болгарии. Иракские МиГ-25 использовались в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. На счету МиГ-25 единственная официальная потеря американской авиации в воздушных боях «Бури в пустыне» – F/A-18, сбитый в первую ночь войны.

МиГ-31 – первый советский боевой самолёт четвёртого поколения. Его серийное производство началось в 1976 году. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет, летящих на любой высоте и с любой скоростью, а также низколетящих космических спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1100 км.

С 1984 года Горьковский авиазавод выпускал самолёты учебно-боевой версии МиГ-29. Благодаря своим качествам и МиГ-29 экспортировался во множество стран. Кроме учебной, была корабельная модификация, например, с 2007 года МиГ-29 базируется на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Парк МиГ-29 в России составляет около 200 самолётов, большинство которых произведены в 1980-х. Эти машины выработали ресурс, изношены и летают сейчас только за счёт «постоянно текущего» ремонта.

Народные авиапромыслы

В 1990-е Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» полетел в тартарары. Начиная с 1991 года серийный выпуск истребителей прекратился. Директором в эти годы был Владимир Михайлович Помолов (1935–2006), типичный «красный директор».

– Помолов не принял политику младореформаторов, – рассказывал в интервью нижегородский историк Иван Калмыков. – Когда на Нижегородчину приехал ельцинский премьер Егор Гайдар, Помолов прямо потребовал: «Нужны заказы, иначе всё рухнет». Гайдар ответил, что рынок, мол, рассудит.

Государство не финансировало конверсионные программы, и авиазавод брал кредиты в коммерческих банках, под грабительский процент. Делали разные вещи – и те, что попроще, и те, что посложнее: посуду с тефлоновым покрытием и катер на воздушной подушке «Север-4П»; посуду кухонную алюминиевую и самолёт-амфибию на воздушной подушке «Динго»; раскладные кровати и экраноплан «Волга-2»; ходули и самолёт бизнес-класса «Гжель» (как самолёт назовёшь, так он и полетит). Надо признаться, почти все бизнес-проекты авиазавода оказались провальными. Неплохим спросом поначалу пользовалась только мебельная стенка «Слава». Да ещё в 1996 году, говорит Калмыков, на одной из ярмарок авиазавод «реализовал свою посуду по бартеру на 700 млн рублей, получив взамен стройматериалы, моющие средства, краску, древесину».

В дефолт 1998-го Помолов уйдёт на пенсию не совсем по собственному желанию. А его дочь Надежда, по иронии судьбы, выйдет замуж за Алексея Лихачёва, бывшего секретаря Горьковского горкома ВЛКСМ и правую руку Сергея Кириенко. И совсем недавно Алексей Лихачёв сменил Кириенко на посту главы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
 
EKrdlcqbkFYJAWtlkW8x7KSyPvRJlQjLUyAu_q3T
___
Будущий директор ГАЗИСО В.М. Помолов с супругой Региной и дочерью Надеждой, будущей женой главы «Росатома» А.Е. Лихачёва

«Захватывающие полёты в стратосферу»

В тот день, когда я оказался на авиазаводе, в Нижний Новгород прилетал заместитель министра обороны Юрий Борисов, отвечающий за выполнение государственных заказов. От центральной проходной до заводского аэродрома добираемся на старой «буханке» Лётно-испытательной станции (ЛИС). Проезжаем километровой длины цеха, сложенные из силикатного кирпича более полувека назад; закопчённые окна едва-едва пропускают дневной свет, кое-где растущие на крышах деревца сбрасывают осеннюю листву.

...

Проносится мимо кавалькада иномарок представительского класса – заместителя Шойгу встречают губернские власти и директора местных оборонных предприятий. Останавливаются в полусотне метров от четырёх МиГ-25, установленных заводским начальством, надо думать, в наивной надежде заинтересовать высокого гостя. Через 20 минут на край аэродрома выруливает приземлившийся министерский авиалайнер и останавливается аккурат напротив истребителей. Генеральская свита быстро скатывается по трапу и, даже не поглядев в сторону «МиГов», рассаживается по шикарным автомобилям, озабоченно о чём-то переговариваясь, и уносится прочь.

А через час начинался полёт заводской спарки МиГ-29. Дело в том, что в этот же день на завод прибыл ещё один долгожданный гость – бизнесмен из Китая. Помещение, где лётчики-испытатели, заурядные внешне мужики, облачаются в доспехи рыцарей неба, походит на раздевалку бедного спортивного клуба: облупленные металлические шкафчики да потёртый дерматин на длинных скамьях. Заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Кара вбежал сюда, когда китайца уже одели в комбинезон ярко-красного цвета. Жёлто-глиняное лицо китайца скрывала кислородная маска, вокруг него суетилась обслуга: оператор снимал на видеокамеру, толмач переводил последние наставления авиатехника, тётка-экскурсовод ловила на лету любое пожелание богатого клиента из Поднебесной, озабоченно наблюдала медсестра.

Сергей Кара, не обращая никакого внимания на женщин, стянул пузырящиеся на коленях брюки, а затем последовательно экипировался: бельё, высотно-компенсирующий костюм, кожаные штаны и куртку, лётные ботинки с высокими берцами. Напоследок надел белый шлем. Автобус за две минуты довёз всех до МиГ-29, стоящего рядом с незамеченными высокими гостями МиГ-25. Китайца посадили на заднее сиденье, долго подсоединяли к нему трубки и провода. Кара, проверив всё, забежал за огромный газоотбойник, стоящий сразу за самолётом.

– Таков ритуал лётчика, – пояснил инженер Исаенко.

Потом я узнал, что как минимум десяток туристических фирм рекламируют по всему миру «захватывающие полёты в стратосферу под управлением опытнейшего лётчика-испытателя авиазавода «Сокол»». «За 45 минут полёта, – говорится в рекламном буклете, – вы испытаете больше незабываемых ощущений, чем за всю жизнь!» И добавим – за 800 тысяч рублей, или 15 тысяч долларов.

Немного удручённый увиденным, я напоследок ходил по сборочному цеху № 50. Жизнь здесь, впрочем, ещё не остыла, на стапелях стоял десяток старых «МиГов», визжали шлифовальные машинки, кое-где вспыхивала ослепительным светом сварочная дуга. С огромного стенного панно, как и много лет назад, смотрели раскосые глаза братского китайского народа. Когда разговаривал с мастерами и рабочими, чувствовал их внутренний ропот, который обычно предвещает бунт. Что из себя выводило их, уже переживших беспредел 1990-х?

В один голос собеседники говорили, что «Сокол» загибается в неравной конкурентной борьбе с фирмой Сухого, которая якобы имеет «волосатую руку» в Кремле. Уже сданы стратегические командные высоты – Российскую самолётостроительную корпорацию (РСК) «МиГ» давно возглавляют «эффективные» менеджеры из «Гражданских самолётов Сухого». Так и не впарив никому свой «Суперджет», они пришли выжимать максимум прибыли из миговских контрактов. И теперь «конструкторам миговской школы вместо того, чтобы создавать истребитель пятого поколения, придётся искать общий язык с варягами из конкурирующей фирмы».

Сам авиазавод «Сокол» понижен до статуса «филиала «МиГа». Нахожу параллели, быть может, странные, между двумя филиалами, наполовину небесными, наполовину земными. Один – это храм как филиал Бога на земле, другой – это филиал «МиГа» на Волге. Полусумасшедший немецкий философ когда-то сказал, что «Бог умер», и в русском селе взорвали белокаменный храм. И внизу, под пригорком, до сих пор стоят только вросшие в землю тёмные избёнки-пятистенки, худые кровли, тусклые оконца и поваленные изгороди. Потом какой-то московский «бог» скажет, что «МиГ» умер, и там, где свечёй уходил в стратосферу грозный истребитель, там останутся ржавые ангары в торфяных болотах да спрятавшаяся в густом ельнике гипсовая скульптура пилота. Он таким и запомнится, этот забытый музей крылатой гордости родины нашей, музей под закрытым небом.

Фото из архива автора
Алексей Челноков
«Совершенно секретно», No.11/388, 15 ноября 2016
15

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проспект Кораблестроителей, 70-е

Я жил рядом на Героев космоса с 75го по 79й, учился в 83 школе

tE8MCCvWEaw.jpgYMK8F6Z6ACg.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.