• advertisement_alt
  • advertisement_alt
  • advertisement_alt
ОптимистНН

Город Горький

1826 сообщений в этой теме

Политех..................

5AqNQwQzETQ.jpgvG0pOkipjvM.jpgL6WoYreZYR8.jpgGUkZBPJ6i8E.jpgjxZosHKG5qg.jpg

10

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У кого ума нет - в Пед, у кого стыда нет - в Мед, у кого ни тех ни тех - в Политех)) 

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Угол улиц Горького и Студеной, 1985 год.
Фото-Борис Шемякин.

R-WhzWG0BFk.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Влад! Спасибо за фотки!

Вчера сидели с сынами - специально показал этот раздел. Сидели, обсуждали - здесь жили ваши бабушки и дедушки, здесь работали ваши пра-..., здесь жили и гуляли ваши папа с мамой. 

Очень здорово! Столько воспоминаний нахлынуло, которые, в обычной жизни и разговоре и не вспомнились бы! 

Давайте продолжать эту тему!

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1933-34г.г. Построение войск , гражданских почти не видать. Датировка ориентируется по надпись на Дмитровской башне "Да здравствует 16..." Праздновали либо 16-ю годовщину Октябрьской революции, либо 16-ю годовщину создания Красной Армии.

Etig7ZBMuyg.jpgJkSVJeo4vIU.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ДК им. Ленина.

Мы от школы там в КВН выступали в 1984 году. Команда ДЖИН - Даешь Жизнь Интересную Новую

bFK6sFhLWkU.jpg

Теперь это руины((((((((((

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И через несколько лет выполнили требование о новой и интересной жизни(допросились)

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Только что, Михаил-НН сказал:

И через несколько лет выполнили требование о новой и интересной жизни(допросились)

Так вот кто оказывается виноват в развале СССР....:biggrin:

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ул. Кузнечихинская, начало 60-х

VFmv1_7qau0.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Большая Покровская дом 20.Справа часть дома 21

tu-TW6W48XQ.jpg

сейчас

fXb7cVvu1tU.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ул. Советская и вид на Канавинский мост 1957 год

70ZU1ZpkbVg.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод - Пьяный перекресток начало 70-х

lmmfSo0_yuQ.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Строительство Похвалинского съезда велось одновременно со строительством моста (с 1930 по 1935 год). Он был значительно углублен и расширен. Для отвода сточных вод по дну съезда проложили железобетонный коллектор. Все это позволило проложить рельсы и открыть трамвайное движение. Для пешеходов через Похвалинский съезд был построен деревянный мост.
Фото из фондов музея ННГУ им.Н.И. Лобачевского

Z0vTTtrVlgQ.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

И снова ул. Свердлова 1957 г.

6UGar111sZc.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улица Малая Покровская, 1900-1910е годы.

ecHKWx6uch4.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

PpyEjTwrUaI.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Группа учащихся из Варнавинского р-на на экскурсии в Горьком 1947г.

Верхневолжская набережная - сзади виден памятник Чкалову и здание Коммерческого  летнего клуба.

p08fN_ssY4U.jpg

 

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Канавино улица Чкалова, 1953 год.
На заднем плане видно здание строящегося Центрального универмага.

VUZUsIi_swc.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
5 часов назад, Влад2 сказал:

 

На 5:41-5:44 камера на светофоре? Или я что-то путаю?

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Камера, не путаешь.  Только письма счастья она не присылала)

 

Изменено пользователем DBK
0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас на этом месте памятник Чкалову...

Zr4NtNFWlys.jpg_VkHVl3NHOI.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Горький, р.Ока, ул. Черниговская
Водный стадион " ДИНАМО" 1946 год

fJaXDxWgYSE.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Зелёный театр, Сормовский парк

-w-FrYFoiTo.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сквер на пр. Ильича, 40-е.

P-vuejASSKU.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пл.Горького 1960-е.

Отделение почты и связи, почтальоны с газетами и корреспонденцией расходятся по участкам

b3HsF1EC4j8.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Строительство Канавинского моста, начало 30х годов прошлого века.

mLVBqoGpgEg.jpg

7

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Улица Большая Покровская, январь 1995 года.

dp6gecu83Ao.jpg

 

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ярмарочный проезд и Староярмарочный собор, 1968 год.

мкр. Мещера даже и не пахнет.....

kMaGf9Gqq7Q.jpg

10

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
4 часа назад, Влад2 сказал:

Улица Большая Покровская, январь 1995 года.

Серая Лошадь..

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Знаменитая пивная "5 углов",она же "пентагон".

Пересечение улиц Горького, Воровского и Краснофлотской.

J0INxqPLrUo.jpgKoyshr7Tzrc.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод 60е годы.

Улица Тюменская(Героя Юрия Смирнова) в районе современной остановки "Больница №40"

d1jNaahzaHg.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В 08.11.2019 в 19:01, Влад2 сказал:

Улица Тюменская(Героя Юрия Смирнова)

О, родные края. туда махаться ходили))) в юности )))

потом одноклассник переехал туда (фундамент на переднем плане на снимке), а напротив,между линией и школой -там родственник соседа поселился (когда дома построили).

А слева - чуть виднеется -Земснаряд

Изменено пользователем Нипал
2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Канавино.

41780z2LxgI.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Деревня «Шипарей»: из прошлого Монастырки

В 1929 году было принято решение о строительстве автомобильного завода в окрестностях Нижнего Новгорода вблизи деревни Монастырка. Патриархальная тишь старой деревни была потревожена заводскими гудками и шумом автомобильных моторов. Монастырка влилась в состав Автозаводского района.

Там, где была пашня и колосилась рожь,выросли новые кварталы, на месте болот прошли улицы… Давайте вместе перелистаем страницы истории, связанные с прародиной Автозавода — деревней Монастырка.

Название населенного пункта свидетельствует о том, что он находился в монастырской собственности. Его владельцем была могущественная Троице-Сергиева лавра. Возможно, основали деревню монастырские люди, присланные в эти края для добычи и обработки железа. Этот промысел был широко распространен в наших краях еще в допетровской Руси. Местность была болотистой.

Многочисленные речки, впадавшие в Оку, имели буро-желтую окраску воды, что указывало на присутствие в них железа. Поднятую со дна реки или болота руду (бурый железняк органического происхождения) местные умельцы отжигали в печурках-домницах сыродутным способом. Полученная после обработки руды «крица» ковалась на «пруты».

Прутовое железо шло на выделку гвоздей, топоров, кривуль (серпов). В XIX в. Монастырка славилась по всей округе своими кузнецами-«шипарями» (слово, вероятно, происходит от характерного звука, которое издает раскаленный металл при погружении в воду). Во второй половине XIX в. в деревне насчитывалось более 40 кузниц («шиповок»). В них работали артелями по 12-13 человек.

В основном «шипари» изготовляли гвозди, которые затем скупали купцы. В начале ХХ века промысел начал затухать. На рынке появились гвозди фабричного производства, стоившие дешевле монастырских. Во время Первой мировой войны жители деревни стали работать на заводах (Этна, Сормово).

Монастырка располагалась в районе современных улиц Веденяпина и Фучика. Она состояла из двух улиц — графской и баронской. Столь причудливые названия были связаны с тем, что в XVIII веке населенный пункт перешел во владение графов Строгановых. Монастырка была старообрядческой деревней со своей закрытой школой. В районе старого рынка (около школы № 126) находилось старообрядческое кладбище. На месте первых кварталов Соцгорода была пашня.

Деревню окружали болота. В центре Автозавода (где сейчас поликлиника) — болото Комаровка. Недалеко от него — еще два — Круглое и Балькино болото (от имени николаевского солдата, убитого и похороненного здесь). На западе района (пр. Кирова — ул. Краснодонцев) находилось Оферово болото. По пр. Октября за хлебозаводом лежали болота, в которых жители Монастырки ловили рыбу (карасей и вьюнов). Далее простирались Бугровские леса, принадлежавшие миллионеру Бугрову. В них водились волки и лисы.

На востоке от Монастырки располагалась Карповка. Между ними шли болота и дубовый лес, который заканчивался около Главной проходной (это место называлось Шухново). Дубки считались местом глухим, опасным. Жители Карповки тоже занимались кузнечным делом, хотя «шиповок» здесь было лишь четыре. По воспоминаниям старожилов, монастырские с карповскими «дружили» плохо — их разделяли дубки, а вот с жителями Малышево и Гнилиц, деревень, расположенных к западу от Монастырки, сложились добрососедские отношения. В Гнилицах была школа, в которую ходили дети из нестарообрядческих семей Монастырки. Гнилицы известны с XVI в. Деревня получила свое название от р. Гнилички (лев. притока р. Оки). Ее вода имела характерный запах. Жители Гнилиц в основном занимались сельским хозяйством. В Малышево население специализировалось на плетении корзин и других изделий.

Индустриализация 1920–1930-х гг. изменила облик Монастырки и ее окрестностей. Многие жители с недоверием и опаской отнеслись сначала к строительству автозавода, но вскоре стали частью его коллектива. Автозавод стал продолжателем кузнечных традиций Монастырки.

image001_434.jpgh-1505.jpg4346b.jpg

17

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кремль, 1958 год

P6l4EZ-T7hU.jpg

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Автозавод - двор Бусыгинского дома во времена ВОВ использовали как огород

bBzYZCx721s.jpg

10

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

История Американского поселка (еще одно название — Приокский) началась в далеком 1929 году, когда для иностранных специалистов, приглашенных на Автострой, решили построить отдельный жилой комплекс повышенной комфортности.

Поселок расположился в живописном месте недалеко от реки Оки, по соседству с селом Карповкой. Коттеджи строили по западным технологиям, частично используя привезенные из Америки строительные материалы (в дощатые простенки каркасно-оштукатуренных домов для теплоизоляции укладывали специальный прессованный камыш; ванны, устанавливаемые в квартирах, достигали в длину 2 метров).

Каждый из домов снабжался аппаратом для нагрева воды. Комнаты в домах были просторные, с высокими потолками. Основная застройка поселка велась в 1930–1931 годах. Всего, по данным 1935 года, на территории элитного жилого комплекса насчитывалось 5 двухквартирных коттеджей, 7 — двухэтажных четырехквартирных, 6 — восьмиквартирных, 9 — двенадцатиквартирных домов, 1 общежитие, 1 каркасный дом НКВД, 3 опытных одноквартирных дома.

В 1935 году здесь проживало 1600 человек (включая семьи советских специалистов). В поселке работала Центральная тепловая станция для отопления жилищ, прачечная, клуб, детский сад, магазины, баня, парикмахерская, почта-телеграф, сберкасса, гостиница, столовая, школа № 4. На спортивной площадке детвора и взрослые могли погонять мяч.

1 мая 1930 года инженеры компании «Остин», приехавшие на Автострой вместе с семьями, получили первые ключи от комфортабельных квартир в домах специального поселка. Постепенно сюда стали прибывать и другие группы иностранцев. Данные о количестве западных специалистов и рабочих, трудившихся на автозаводе, разнятся (в 1931 г. на Автострое трудилось 118 человек; к октябрю 1932 года на предприятии насчитывался 181 иностранный рабочий и специалист; по данным краевого профсоюза, в 1932 году на Автострое трудилось 83 человека, на Автозаводе им. Молотова — 221 человек; по сведениям Иноснаба, общее количество иностранцев вместе с семьями насчитывало 730 человек, из них детей школьного возраста — 72 человека; на 1 августа 1933 года на Автозаводе, по данным краевого профсоюза, насчитывалось 235 иностранцев (без семей).

Поселок превратился в особую территорию в рамках промышленного района, «Немецкую слободу» Автозавода, где был свой образ жизни, свои устои и порядки. Нарядившись в эпатажные костюмы, иностранцы устраивали празднование Хэллоуина, чем немало удивляли своих советских товарищей.

Долгие вечера западные инженеры коротали за игрой в бридж, причем победителю всегда доставался весьма оригинальный приз, например американская мышеловка. Набожные иностранцы проводили в клубе, предназначенном для совершенно иных целей, религиозные службы.

Летом западные инженеры любили устраивать пикники с веселыми играми и кататься на лодках по реке Оке. Однажды они организовали настоящую регату с советскими физкультурниками и одержали в ней победу.

Иностранцам приходилось показывать силу характера не только в спортивных состязаниях, но и в преодолении бытовых трудностей. В условиях карточной системы и дефицита товаров привыкшие к разнообразному питанию западные инженеры страдали от недостатка овощей и фруктов. Целым событием в их жизни на автозаводе стало прибытие партии апельсинов.

Одним из любимых блюд американских гурманов в России была тушеная капуста с говядиной, на которую, по их признанию, они даже бы не взглянули у себя дома.

У советских рабочих и инженеров, имевших скудный продуктовый паек, жалобы иностранцев на питание вызывали изумление. «Вы же получаете мясо дважды в день», — удивлялись они. Но этот аргумент мало что значил для американцев. Часть иностранцев-коммунистов стоически переносила все трудности, они безоговорочно верили в победу социализма.

Западные рабочие на строительстве завода образовали две коммуны. Американцы были объединены в коммуну «Цемент», которая вместе с семьями составляла 155 человек (ее руководителем был американец финского происхождения Суйканен). На крыше дома, где жила коммуна, реял красный флаг — единственный во всем Американском поселке. Над входной дверью в раме из электрических лампочек висел портрет Ленина. Красный уголок коммуны был увешан портретами вождей русской революции. Коммуна «Цемент» работала на строительстве автозавода с 1930 по 1932 год. Во вторую коммуну — имени Карла Либкнехта — входили немецкие рабочие и специалисты.

HSzb0TUC_Lk.jpg141800750-vij_vmhd2ei.jpg

Я там проживал с родителями до декабря 1975 года (отец тогда на ГАЗ работал). Там же и в первый класс пошел......

15

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Проспект Жданова (Молодежный) возле Автозаводского парка культуры и отдыха, 50е годы.

Ip9HaByFv0Y.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

О чем писала нижегородская пресса в январе 1934 года

%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%

Превратим Горький в… Амстердам!
Амстердам часто называют городом каналов, а также «Северной Венецией». Это и неудивительно, учитывая, что город расположен на 90 островах и там сотни километров каналов, через которые проложено свыше 1500 мостов. При этом первый канал – Сингел – существовал еще с 1428 года как ров, проходивший по западной границе города, остальные три крупнейшие водные артерии были прорыты в XVII веке, который еще называют золотым веком Нидерландов. Сейчас личный водный транспорт используется в Амстердаме наравне с автомобильным, а парковки машин соседствуют со стоянками катеров и прочих судов. Между тем в середине 30-х годов прошлого века вторым Амстердамом вполне мог стать… город Горький.
«ВОЛЖСКИЙ МОСТ ВСТУПИЛ В ЭКСПЛОАТАЦИЮ»
19 января 1934 года первый паровоз торжественно прошел по Волжскому железнодорожному мосту, дав старт этой важнейшей переправе, функционирующей по сей день. «На первом пути Московско-Курского вокзала (так в то время назывался Московский вокзал. – Прим. авт.) стоит пассажирский поезд в составе 9 вагонов и 2 мощных паровозов серии «Н. -В.» (№ 95 и 26) общим весом до 600 тонн, – описывала это знаменательное событие статья «Волжский мост вступил в эксплоатацию» (так в тексте), опубликованная в «Горьковской коммуне». – Поезд украшен флагами, плакатами, портретами Ленина и Сталина. Ведут состав лучшие машинисты, ударники Московско-Курской железной дороги тт. Шерстнев и Жеулов. В вагонах пассажиры – лучшие ударники строительства Волжского моста. Этот разукрашенный пассажирский поезд первым пройдет по сдаваемому в эксплоатацию Волжскому мосту. В 4 часа дня поезд прибыл на мост. Его встретил тысячный митинг строителей, рабочих Мостотреста, Желдорстроя и Стальмоста. Арки моста украшены плакатами, лозунгами, знаменами».
Интересно, что никакого высокого краевого и городского начальства, как это принято в нынешние времена, на митинге не было вовсе. Единственным представителем властей на мероприятии был секретарь Канавинского райкома партии Кулагин. Совместно с парторгом Горьковского железнодорожного узла Дубковым и председателем правительственной комиссии по приемке моста Маментусом он разрезал красную ленточку – в 16.34. Пройдя мост со скоростью 40 км/ч, в 17.00 состав прибыл на станцию Толоконцево (ранее это была фактически конечная Котельнической линии). Там состоялся митинг, после чего поезд двинулся обратно и в 18.30 вернулся на Московско-Курский вокзал.
Это событие действительно стало историческим для нашего края. Сотни лет, для того чтобы добраться из Нижнего Новгорода в соседний Бор, надо было либо переправляться на баркасах и лодках, либо ждать, когда река замерзнет, и совершать переход по льду. На всё это уходило несколько часов, а в некоторые месяцы сообщение между берегами Волги вообще отсутствовало. Теперь же путь от Московско-Курского вокзала до станции Моховые Горы занимал всего 30 минут. После открытия объекта подсчитали, что на его строительство ушло 8000 вагонов со стройматериалами, 37000 кубометров бетона, 3500 тонн металла, 11000 тонн цемента и т.д. Общая протяженность моста составила 1100 метров, в том числе 450 метров в виде стальных ферм и 650 метров – в виде железобетонных арок. При этом переправа стала первой на Волге, в которой были использованы железобетонные арочные пролеты для перекрытия поймы реки, и первой в СССР, на которой была осуществлена постройка двухшарнирной многопролетной железнодорожной аркады.
ПЛАН КАГАНОВИЧА
«Развитие наших районов должно пойти так, чтобы они полностью хозяйственно и культурно обслуживали свое население, чтобы в каждом районе были парки культуры и отдыха, дворцы культуры, стадионы, фабрики-кухни, хлебозаводы, прачечные, больницы, – заявил Юлий Каганович, в тот период 1-й секретарь Горьковского горкома ВКП (б), на II городской партийной конференции, состоявшейся 10 января. – Наши районы с рабочими поселками должны быть связаны хорошими, ровными, широкими, озелененными улицами, по которым пойдут трамваи и троллейбусы. Сормово и Канавино стоят на старом русле Оки. В результате грунтовые воды здесь ниже уровня Волги. Перед нами стоит задача провести большие мелиоративные работы, прорезать каналы, которые обеспечат снижение уровня грунтовых вод, озеленить откосы, сделать Горький образцовым благоустроенным городом… В области жилстроительства перед нами стоят громадные задачи. Мы должны построить 60 пятидесятиквартирных 5-этажных домов, должны провести громадные работы по мелиорации, которые неузнаваемо изменят лицо нашего города».
Отметим: в тот период родной брат Юлия Кагановича – Лазарь Моисеевич – занимал должность первого секретаря Московского обкома ВКП (б). По совместительству он являлся руководителем транспортной комиссии ЦК ВКП (б). Сталин тогда доверял Лазарю Кагановичу больше, чем другим. Достаточно сказать, что когда вождь уезжал в отпуск к Черному морю, именно он оставался в Москве в качестве временного главы партийного руководства. Как раз под руководством Лазаря Моисеевича велось строительство Московского метрополитена, он же руководил составлением плана генеральной реконструкции Москвы. Очевидно, Юлий, который был старшим братом Лазаря, старался не отставать от родственника и хотел войти в историю как величайший «реконструктор» города Горького.
На этой самой конференции, проходившей в здании канавинского Дворца культуры (он же ДК им. Ленина), был представлен грандиозный план реконструкции города, подготовленный по поручению Кагановича. В первую очередь дело касалось Заречной части. В районе ярмарки, которую предполагалось засыпать до незатопляемого уровня, Каганович хотел построить огромные здания Дворца Советов, Дворца молодежи и областного театра. Старые здания, включая Главный ярмарочный дом и собор Александра Невского, подлежали сносу. Как и знаменитый (не построенный) Дворец Советов в Москве, который должен был венчаться статуей Ленина, упирающейся в облака (высота – 500 метров), «небоскребы Кагановича» в Горьком планировались в циклопических масштабах. «Выросшие на левом берегу Оки здания поднимут его до уровня гор правобережья», – говорилось в статье «Завтра нашего города». Но основным пунктом плана было фактическое превращение Заречной части города в аналог Амстердама!
«...И ВЫ ЕДЕТЕ НА МОТОРНОЙ ЛОДКЕ К СВОЕЙ КВАРТИРЕ»
В то время Автозаводский, Ленинский и Сормовский районы разделялись между собой многочисленными болотами, речушками и озерами, которые в весеннее и осеннее время превращались в непроходимые топи. Это ограничивало застройку, создавало препятствия для развития общественного транспорта и строительства дорог. Чтобы решить две проблемы разом (и транспортную, и водную), Каганович решил проложить несколько судоходных каналов шириной 80 – 90 метров. При этом главный (осевой) канал должен был соединить Оку и Волгу напрямую через Автозаводский и Сормовский районы! Русло этой магистрали должно было начинаться в районе нынешней улицы Янки Купалы, далее – пересекать современный Молодежный проспект, проходить через Шуваловские болота, теперешнюю улицу Кузбасскую, после чего по руслу речки Левинки выходить в Волгу у завода «Красное Сормово». От основного – Автозаводско-Сормовского – канала в разные стороны ответвлялись остальные, в том числе в Канавино, к поселкам авиазавода № 21, строящейся Сортировочной станции и т.д. Через эти артерии собирались построить множество мостовых переходов, главным образом для трамваев и троллейбусов. План реконструкции предусматривал создание нескольких трамвайных колец. Одно кольцо должно было соединить верхнюю часть города через мост в поселке Новинки с Автозаводом. Получался маршрут пл. 1 Мая (ныне Горького) – Арзамасское шоссе – Мыза – Щербинки – Новинки – Автозавод – Ленинский район – Канавино – пл. 1 Мая. Второе кольцо фактически объединяло нынешние 3-й и 417-й трамвайные маршруты, а третье и четвертое проходили через Ленинский и Сормовский районы. В общем, от планов, как обычно, дух захватывало!
«Пароходы, груженые баржи, катера идут от Сормова к Автозаводу, минуя Стрелку, – так описывалось недалекое будущее города в «Горьковской коммуне». – Судоходный канал длиной 18 километров и шириной до 90 метров соединил оба гиганта. Это одна из частей титанической работы по мелиорации, осушению Канавина и Сормова, один из многочисленных судоходных каналов, построенных для отвода грунтовых вод. Шестьдесят кварталов новых, прекрасно оформленных домов украшают город, сносятся десятки домов-амбаров, домов-лачуг, и на месте их возводятся стеклобетонные ажурные творения архитектурной мысли. Город приукрашается. Он следит за своим туалетом. Он бережет здоровье. Свое и, главным образом, трудящихся, пользующихся его благами. Новые кольцевые линии трамвая соединяют город. Трамваи бегут по новому мосту, выросшему у Новинок…
– И вот представьте! Горький прекрасно благоустроен, перерезан каналами, откосы которых покрыты зеленью. И вы едете на моторной лодке к своей квартире, – слова эти, брошенные в зал докладчиком – тов. Ю. М. Кагановичем, руководителем горьковских большевиков, вызывают шумное одобрение делегатов».
ЧАСТЬ КАНАЛОВ ВСЕ-ТАКИ ПОСТРОИЛИ
Мы уже неоднократно писали о нереализованных грандиозных планах по реконструкции и переустройству нашего города. Особенно много таковых составлялось и рисовалось именно в 30-е годы прошлого века. И у всех этих проектов была одна и та же судьба: какая-то часть реально осуществлялась, а потом менялись эпоха или руководство, в связи с чем вскоре появлялся «обновленный» план реконструкции. От каждого такого проекта оставались определенные пласты и вклинения в городской архитектуре, которые потом закрывались новыми «слоями». Так было и с планом превращения города Горького в «волжский Амстердам». Часть каналов, предназначенных для отвода грунтовых вод, действительно была построена. Яркий тому пример – Шуваловский канал, расположенный на стыке Автозаводского, Ленинского и Канавинского районов. В конце 30-х годов он имел ширину до 150 метров, а сейчас превратился в местами пересохшее болото. Рукотворное озеро в Сормовском парке тоже являлось частью того проекта: оно предусматривалось в качестве ответвления от Автозаводско-Сормовского канала с продолжением в сторону Светлоярского озера. Озера в Автозаводском парке также можно назвать памятником тому нереализованному проекту мелиорации и «массовой канализации». Что касается кольцевых линий трамвая, то этот замысел частично реанимирован в столь же грандиозном плане продления линий метрополитена, утвержденном при губернаторе Шанцеве. Он тоже предусматривал строительство моста в Новинках и был столь же «успешно» провален!
Осуществить грандиозные планы Юлию Кагановичу, фактически автору «волжского Амстердама», помешала смена работы. Уже в марте 1934 года он был назначен председателем Горьковского облисполкома, в 1937-м стал первым секретарем обкома. Однако потом карьера Кагановича-старшего пошла под гору. В январе 1939-го его назначают на второстепенный пост заместителя наркома внешней торговли, а позднее и вовсе ссылают в Монголию – торговым представителем СССР. В 1947 – 1949 годах Ю. М. Каганович работал председателем правления всесоюзного объединения «Международная книга». Ну а проблема заболоченности и грунтовых вод в Заречной части Нижнего Новгорода не решена до сих пор…
Виктор МАЛЬЦЕВ

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пристань "Канавино" 70е

На фото видна Галоша (пассажирское судно). Помню возили с пл. Ленина на Бор и на Мочальный по 10 копеек.

Xzw47qvJfTg.jpg

8

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дк Газ 70е годы.
Елочки совсем маленькие.

qjcfvY9HfDM.jpg

9

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сормово ул.Никиты Рыбакова, на заднем плане парковое озеро и ст.Труд

yvhPa9cY7CE.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Влад2 сказал:

Сормово ул.Никиты Рыбакова, на заднем плане парковое озеро и ст.Труд

Это кто с моей лоджии фоткал без спроса?

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Судя по ракурсу, этот снимок мог сделать отец Влада [ V Andi ] он увлекался фотографией. Также на снимке ещё нет Трикотажки, 16-ый дом по Культурке.

2

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
9 часов назад, Влад2 сказал:

Галоша (пассажирское судно). Помню возили с пл. Ленина на Бор и на Мочальный

Такие же галоши ходили в конце семидесятых из Лыскова через Исады Просек и  куда то ниже точно нен знаю.

0

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На месте речного вокзала, начало 50х

B9lu86J0pb4.jpg

3

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

5

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Горьковский метрополитен был открыт для жителей Горького 20 ноября 1985 года.
Хронологически третий метрополитен в России, первый в Приволжском федеральном округе, десятый в СССР. Первый пусковой участок Горьковского метрополитена, от станции «Московской» до «Пролетарской», был открыт 20 ноября 1985 года.

sRSjcpvsCx8.jpg

6

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А ведь кто-то поднялся на недопущении метро в верхнюю часть :ph34r:

1

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.